Куда идёшь, Матильда?
Скульптурной композиции «Медведи» исполнилось 10 лет. Сегодня это одна из «визитных карточек» края. Камчатцы даже придумали медведям имена – Матильда и Сеня. Но так сложилось, что реальная история этого артефакта известна немногим.
Это «произведение монументально-декоративного искусства» было открыто 7 октября 2011-го. Ряд официальных источников, а также Википедия, рассказывая его историю, называют инициатором и автором главу Елизовского района Андрея Шергальдина. При всех талантах Андрея Андреевича это некоторое преувеличение. Не он один имеет отношение к появлению монумента.
А началась эта история в 2007 году. Учитель экологии и сотрудник КамчатНИРО Арина Шурыгина ехала в отпуск с сыном. В московском аэропорту купили журнал National Geographic со статьей и фотографиями Сергея Горшкова о медведях Курильского озера.
«Очень запомнился этот момент: среди материковской жары шикарные картинки – медведица с медвежатами плывет на фоне заснеженных сопок», – рассказывает Арина.
Позже во время отдыха в крымском поселке Орджоникидзе после перекуса оставили на столе открытую сахарницу, а утром увидели, как муравьи стройными рядами выносят из нее сахар.
«Так устроено в мире: если ты что-то сделал неправильно или не доделал (например, не закрыл сахарницу), возникает конфликт с природой», – продолжает Арина.
Эпизод с муравьями заставил задуматься над тем, как напомнить людям, что они на планете не одни. Фотографии Сергея Горшкова помогли окончательно сформировать идею: это должна быть скульптура – медведица с медвежонком – символизирующая камчатскую природу, суровую и нежную.
Вернувшись на Камчатку, Арина стала искать единомышленников, в том числе, среди экологов, изготовителей сувенирной продукции. В качестве образца показывала деревянную фигурку медведя, держащего рыбу в зубах, которую ее отец привез с Хоккайдо. Со своей идеей Арина зашла и в приемную одной политической партии, которая использует медведя в качестве своего символа. Там заинтересовались. Сказали, что подумают, но так и не перезвонили.
Прошло три года. Арина была занята уже другими проектами, идеями. Но, однажды включив телевизор, она с удивлением увидела сюжет о том, как глава Елизовского района торжественно открывает памятник «Медведица с медвежонком». Причем медведица была подозрительно похожа на того японского мишку: тоже с рыбой в зубах.
Пусть так, но идея Арины все же обрела материальное воплощение. Правда, первоначальный природоохранный замысел был утрачен.
«Скульптура должна была говорить о том, что человек делает животных своими врагами, если пользуется природой бездумно, мусорит, бросает рыбные отходы. Нужно быть грамотным природопользователем, нерасточительным. В тот памятник, который мы видим сегодня, заложен иной смысл. Такая трансформация идей происходит систематически. То же самое случилось с экотропой на Култучном озере. Ее экологический замысел в процессе строительства также был подменен. К общественности вроде прислушиваются, но потом кто-то берет ее идеи и реализует на свой лад», – говорит Арина.
Кроме того, медвежий памятник грешит против истины. В природе медведица никогда не уносит рыбу от детеныша. Звери моментально едят на месте. Пока мама ест, медвежонок просит, крутится перед носом, а она ему бросает кусочки.
Арина, конечно, не высказывает никому претензий.
«Эта скульптурная композиция, оказавшись на отшибе, не так близка к народу, как хотелось бы. Но она есть и расположена в красивом месте. И это хорошо», – считает Арина.
Остается добавить, что к появлению фигуры медведей также причастны мастера «Творческой мастерской Гребешковых». Этот факт тоже почему-то остается малоизвестным.
Александра ФИЛАТОВА.
Читал где-то, что некоторые ушлые товарищи пытались монетизировать памятник: мол если фотоешься на фоне медведей, плати копеечку.
не копеечку, а Рубль!