Лосось и плотина

Лосось и плотина

Есть два мнения о стратегии развития Камчатки. Одно – тех, кто называет себя «экологами» (наши оппоненты). По их мнению, любое развитие в регионе – это ущерб природе. Второе – принадлежит тем, кто хочет видеть Камчатский край экономически процветающей территорией и экологически самым чистым регионом на Земле

«Экологов» устроило бы название этой статьи «Или Лосось, или Плотина». Они считают невозможным сосуществование того и другого. По нашему мнению, без плотины невозможно создать энергоэффективную ГЭС, выдающую в сеть самый низкий энерготариф. Но почему нельзя найти компромисс в этом вопросе, когда существует отечественный и мировой опыт?

Почему нужно отрицать успешную работу рыбохода на Нижнетуломской ГЭС, построенной еще до 1941 года в нижнем течении р. Туломы, которая обеспечивала электричеством военный Мурманск, Северный флот? С успехом она работает сейчас вместе с десятком ГЭС и Кольской АЭС, давая населению электричество по 2,42 рубля/киловатт-час без дотаций и уже 70 лет сосуществуя с лососем!

Нужно заметить, энергосистема Кольского полуострова расположена за Полярным кругом и работает в климатических условиях жестче камчатских, выдает энергию в сети России, избыток продает в Норвегию и Финляндию. А камчатская энергетика при фантастических возможностях по использованию гидроэнергии рек, приливов и тепла Земли, на порядок превышающих Кольскую, сидит на дотациях из бюджета РФ.

Как можно отрицать опыт наших соседей в Канаде на р. Фрейзер и США на р. Колумбия (штат Орегон)?

Давайте разберемся с жизненно важным вопросом, как обеспечить достойное проживание населения на нашем полуострове, наполнить бюджет края и не только сохранить, но даже преумножить запасы лососей.

Как снизить тариф на электроэнергию? Мировой опыт доказал, что эту мечту может исполнить только ГЭС большой мощности, создающая аккумулятор – водохранилище. Для Камчатки это ГЭС на р. Жупанова. Но реализация идеи строительства ГЭС-1 (как говорят оппоненты) затронет жизнь лососей: плотина высотой 122 метра перекроет проход из Тихого океана для 30% производителей лососей, идущих на нерест выше створа плотины, который располагается на 64 километре от устья и затруднит скат молоди – смолтов – в Тихий океан.

Насколько опасна и непреодолима для лосося эта преграда – плотина – для наших конкретных условий на р. Жупанова? Попробуем ответить на этот вопрос с помощью отечественного опыта и 200-летнего опыта наших соседей по тихоокеанскому побережью (США и Канады), который описан в книге американского ихтиолога Джима Лихатовича «Лосось без рек» (переведена и издана в г. Владивостоке в 2014 году), а также опыта наших камчатских ихтиологов – лососеведов, изучающих более 60 лет условия жизни и воспроизводства лососей рек Озерная, Камчатка, Кроноцкая и других, на основе книги д. б. н. Виктора Фёдоровича Бугаева «Вокруг камчатских озер» (г. Петропавловск-Камчатский, 2016 год). Учтем опыт и открытия, сделанные в результате совместной работы с Камчатгидрометом по изучению стока рек в створе Жупановской ГЭС-1.

Вот что пишет Джим Лихатович о лососе реки Колумбия. В первой четверти XX века в результате вырубки лесов, распашки земли, бессистемной ирригации, уничтожения травяного покрова выпасом скота, разрушения экологии реки молевым сплавом, разрушения бобровых плотин с уничтожением бобров, строительства городов и развития промышленности на берегах реки и притоков, перелова лососей в годы малого подхода количество лосося стало уменьшаться. C началом строительства плотин с 1920-х по 1970-е река была почти полностью зарегулирована более чем 40 плотинами с ГЭС во всех трех штатах для получения дешевой электроэнергии (всего же с учетом плотин для водоснабжения и ирригации построено более 400 плотин на р. Колумбия с притоками в США и Канаде, откуда река берет начало). В результате численность лососей уменьшилась в 20 раз от своего рекордного количества.

Однако вот что пишет Джим Лихатович о современном состоянии реки выше и ниже плотины Бонневиль, самой нижней преграды на реке, построенной в 1930-х: «Самой здоровой популяцией, оставшейся в бассейне, является популяция дикой осенней чавычи, нерестящейся на 55-мильном Хэнфордском бьефе. Это единственный не зарегулированный отрезок р. Колумбия выше Бонневильской плотины. Молодь лососей в Хэнфордском бьефе должна пройти при скате в море четыре плотины, но популяция процветает, потому что нерестилища и местообитания ювенильных стадий остаются в природной целостности, достаточной для их процветания. На участке Хэнфордского бьефа сток сейчас регулируется, чтобы предотвратить высыхание нерестовых бугров перед выходом личинок из икринок. Участок реки ниже плотины Бонневиль являет много свидетельств того, что лососи могут восстановиться сами, если дать им шанс. К 1997 году популяция выросла с 2 до 5 тысяч особей. Столь заметное число показывает нам, что может случиться… если среда обитания здорова и доступна, лососи знают, как восстановиться».

О строительстве рыбоходных каналов для пропуска лососей с 1944 по 1947 годы (что положительно сказалось на жизни лососей р. Фрейзер) вспоминает в своей книге «Вокруг камчатских озер» ученый КамНИРО, д. б. н. В.Ф. Бугаев, много раз посещавший Канаду, США и Аляску: «Запасы р. Фрейзер используются Канадой и США совместно. Уловы нерки р. Фрейзер в рекордные годы достигали 30 тысяч тонн. В 1914 году при строительстве железной дороги в каньоне Хелз Гейт в результате оползня произошел обвал скал, которые практически перекрыли миграцию производителей нерки на основные нерестилища реки… Последнее привело к катастрофическому снижению численности нерки р. Фрейзер. Для выяснения причин падения численности в бассейне реки канадские и американские ученые многие годы вели программу по мечению особей половозрелой нерки. В 1944 году в каньоне началось строительство рыбохода: весной 1945 года построили рыбоход с правой, а весной 1947 года – с левой стороны каньона. Проблема прохода нерки через Хелз Гейт разрешилась. Значит проблема имеет решение!»

В отличие от обвала скал в Хелз Гейт, произошедшего в XX веке, лавовый поток во время извержения вулкана Крашенинникова перегородил исток р. Кроноцкой около 10 тыс. лет назад. Ежегодно в океан скатывается небольшой ручеек смолтов нерки, которые через два – три года половозрелыми рыбами поднимаются до порогов и нерестятся ниже них. И так – ежегодно. Это сигнал для нас всех: «Помогите! Помогите! Помогите!» И мы можем им помочь. Решение было предложено еще в 1950-х годах д. б. н. Е.М. Крохиным и к. б. н. И.И. Куренковым. Суть его сводилась к тому, чтобы на базе стада жилой нерки – кокани, обитающей в оз. Кроноцком, создать стадо анадромной (проходной) формы этого вида. Необходимо только сделать рыбоход для пропуска в озеро созревших анадромных особей (в самой Кроноцкой имелись непроходимые пороги). В 1972 году совместно с институтом «Гидропроект» разработали «ТЭО рыбохозяйственных мероприятий в бассейне оз. Кроноцкого по увеличению воспроизводства камчатских лососей в комплексе со строительством Кроноцкой ГЭС». По ряду обстоятельств реализация проекта была отложена и в ближайшем будущем перекрыта на международном уровне – ЮНЕСКО ООН. А ведь это возможность помочь нерке оз. Кроноцкого и Камчатке в получении нового стада производительностью до 30 тысяч тонн в год, равного р. Фрейзер. Одновременно можно получить и дешевое электричество от ГЭС на р. Кроноцкой. Но в связи с тем, что оз. Кроноцкое расположено на территории Кроноцкого биосферного заповедника, любые работы такого рода пока запрещены.

Идея строительства каскада ГЭС на р. Жупанова аналогична кроноцкому проекту: создается «рукотворное» озеро, пригодное для проживания нерки, но при этом в два раза ближе к городу. Мощность Жупановских ГЭС закрывает потребность в электроэнергии всей Камчатки на обозримую перспективу. Самая мощная и экономичная, нижняя ГЭС-1 каскада мощностью 270 МВт и годовой выработкой 1 млн 289 тысяч киловатт-час будет располагаться в 64 км от устья и не затронет 70 процентов нерестилищ. Каменно-земляная плотина из местных материалов (скального грунта и речных отложений) высотой 122 м сейсмоустойчивой конструкции создаст водохранилище сезонного регулирования площадью 136 квадратных километров и полезной емкостью 1,9 кубокилометра, что позволит накапливать паводковую летнюю воду и использовать накопленную энергию воды в зимний период, когда потребность в энергии возрастает в 2 раза.

Во время проведения гидрометеорологических исследований совместно с Камчатгидрометом мы детально исследовали реку Быструю – самый близкий правобережный приток р. Жупанова, впадающий в четырех километрах ниже проектного створа ГЭС-1. Эти исследования привели к открытию: река Быстрая на протяжении 10 километров имеет озерно-перепадный характер и до начала порогов – нерестовая; обладает мощным грунтовым питанием с минимальным расходом зимой 3,5 кубометра/сек. Река Быстрая не замерзает круглый год: грунтовое питание обеспечивает постоянную температуру воды 2–3 градуса Цельсия, что дает возможность водоплавающим птицам зимовать и питаться. Начало порожистого участка реки, до которого поднимаются на нерест лососи, по отметкам практически соответствует проектным отметкам верхнего уровня водохранилища Жупановской ГЭС-1.

Природа предоставила уникальную возможность организовать подъем лососям р. Жупанова от основания плотины Жупановской ГЭС-1 в обход плотины. Если соединить каналом верхнюю точку, до которой поднимаются лососи на нерест, с водохранилищем, то мы дадим возможность лососям использовать этот рыбоход – река + канал – для подъема в водохранилище. Обследование рельефа правобережного склона р. Жупанова до точки подъема лососей на р. Быстрой показало, что рельеф позволяет построить рыбоходный канал без серьезных и дорогостоящих работ.

Скат молоди лососей будет обеспечиваться так же по рыбоходному каналу, который может включаться в любое время года по требованию регламента или по согласованию с надзорными и научными организациями, работающими в одной команде с энергетиками.

Конечно, в первые годы будут потери: не все лососи, нерестующие выше плотины ГЭС-1, «захотят» и смогут подняться по новому для них рыбоходу – «новому пути»: р. Быстрая – канал – водохранилище. Потребуются совместные усилия ихтиологов, рыбоохраны и энергетиков для того, чтобы помочь лососям освоить «новый путь». Водохранилище Жупановской ГЭС-1 по своим параметрам полностью соответствует требованиям к выростному водоему для молоди нерки. Оно больше и глубже, чем озеро Ажабачье с продуктивностью до 5 тысяч тонн нерки в год и подобно озеру Курильскому с продуктивностью до 20 тысяч тонн нерки в год.

В настоящее время на промысловых участках в устье р. Жупанова, по официальным данным (письмо Севзапрыбвода от 2013 г.), вылавливается в среднем 500 тонн (наибольший вылов – 2 тысячи тонн) лососевых в год, что составляет 0,2 процента среднегодового вылова лососевых восточного побережья Камчатки, а прогнозная минимальная продуктивность нового стада нерки в водохранилище Жупановской ГЭС-1 – 5 тысяч тонн (до 15 тысяч тонн).

Стоимость минимального прогнозируемого среднегодового улова – 3 млрд рублей. Стоимость электроэнергии от ГЭС (по цене значительно ниже, чем от ТЭЦ, – 3,5 рубля за киловатт) составит более 4 млрд рублей в год, что сопоставимо со стоимостью товарного объема нового стада нерки. Напрашивается комплексный проект освоения реки Жупанова.

Кроме этого, при строительстве ГЭС-1 на р. Жупанова будет создана необходимая для возведения и эксплуатации инфраструктура: линии электропередач, подъездная автодорога, поселок строителей на 1 500 мест со всей внутренней инфраструктурой (водоснабжением, водоотведением, канализацией и очистными сооружениями, электроснабжением, связью, медобслуживанием, дорогами, спортивными объектами и проч.), производственные базы строителей и монтажников также со всей инфраструктурой, порт для обслуживания зоны водохранилища с флотом, рыбоводный завод.

При относительно небольших затратах поселок строителей и производственные базы со своей инфраструктурой легко превратить в современный, комфортабельный комплекс для туристов, спортсменов, отдыхающих с круглогодичным использованием в охранной зоне энергетического объекта, что гарантирует исключение браконьерства.

Для этого утверждения есть достаточно оснований: место расположения – в 130 километрах по дороге от морского порта г. Петропавловска-Камчатского – 2 часа на автобусе; современный круглогодичный туристический комплекс потребует минимальных вложений; получение электричества прямо с шин ГЭС обеспечит минимальную стоимость электроэнергии; наличие вокруг уникальной природы (на юге – вулканы Жупановский и Дзензур, на северо-востоке – вулканы Карымский и Семячик, на севере – Ключевская группа, на западе – Валагинский хребет); расположение на берегу водохранилища вблизи рыбоходного канала с возможностью наблюдать в непосредственной близости ход лососей (через прозрачные стенки канала и на реках Жупанова и Быстрая); возможность использовать потенциал имеющихся Нижне-Дзензурских горячих источников для бальнеологии и отопления.

При средней стоимости места в гостинице (1 тысяча рублей в сутки), загруженности 300 мест, 1000-местной вместимости в среднем выручка в год только от гостиниц и только бюджетных мест составит 108 млн рублей. Полная выручка всех сервисов (питание, транспорт, туристические услуги, спортивные услуги и сопутствующие) будет не менее 0,5 млрд рублей в год.

Полная стоимость годовой продукции будущего Жупановского кластера – минимум 8 млрд рублей в год, не считая мультипликативного эффекта в развитии промышленности и бизнеса, роста налогов Камчатского края, всего, что может обеспечить самый низкий энерготариф.

(Для сравнения: сегодня на Камчатке добывается около 6 тонн золота в год. Тонна золота по рыночным ценам оценивается в 2,34 млрд рублей. Рыночная стоимость всего золота Камчатки – около 14 млрд рублей в год, что лишь немногим больше стоимости продукции Жупановского кластера при том, что все 8 млрд рублей останутся на Камчатке и будут кормить и обеспечивать всех жителей Камчатки.)

Для реализации этого грандиозного проекта – создания Жупановского кластера – нужно получить решение Правительства РФ и выполнить проектно-изыскательские работы по строительству ГЭС-1 на р. Жупанова – как базового проекта.

Основание для этого есть: в стратегии развития энергетики Камчатского края до 2025 года, принятой и утвержденной Правительством Камчатского края еще в 2010 году, предусмотрено строительство каскада ГЭС на р. Жупанова для перевода энергетики на возобновляемые энергоресурсы. Это решение подтверждено актуализацией стратегии развития энергетики Камчатского края до 2025 года, выполненной в 2016 году филиалом ФСК ЕЭС РФ. Однако местным энергетикам под покровительством ПАО «РусГидро» не выгодно что-либо менять в производстве электроэнергии и тепла на дорогом органическом топливе, отказываться от своей дорогой генерации и переводить генерацию на вечный источник – гидроэнергию рек, ведь это снизит их прибыль. В этом причина «блокады» проекта строительства Жупановской ГЭС-1, основы будущего кластера, который двинет развитие промышленности, автоматически создаст огромное стадо нерки, близкое к курильскому, в 2–3 раза увеличит приток туристов на Камчатку, в том числе – бюджетных из России, остановит отток населения и будет способствовать социально-экономическому развитию Камчатского края.

Главный инженер КГБУ «Региональный центр развития энергетики и энергосбережения» Владимир ЛАХТИН

19:00
1086
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...