Приключения электроники

Приключения электроники

Слово «электронный» стало почти синонимом слова «удобный». Действительно, жизнь должна стать проще, если можно предоставить отчет, заключить договор или получить разрешение, всего лишь нажав несколько клавиш. Но опыт подсказывает: проще не будет.

На прошлой неделе, 28 августа, начальник Центра системы мониторинга и связи (ЦСМС) Артём Вилкин в ходе рабочего визита в наш край встретился с местным рыбацким сообществом. Это уже вторая встреча с ним на площадке Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки (первая состоялась в прошлом году). Такие семинары-совещания союз проводит регулярно. Они позволяют представителям отрасли и госструктур, от которых зависит ее работа, лицом к лицу обсуждать общие проблемы, искать компромиссы.

ЦСМС – организация, к которой накопилось много вопросов. Поэтому семинар с начальником центра прошел с аншлагом. На повестке было несколько тем. Главные из них: опломбирование технических средств контроля (ТСК) и внедрение электронного промыслового журнала (ЭПЖ). Изложим конспективно состоявшийся разговор.

Пломбировка

В конце 2015-го судовые радиомаяки «Аргос», которые использовались у нас как ТСК почти 20 лет, были объявлены вне закона. Рыбакам пришлось в сжатые сроки менять их на оборудование других систем («Инмарсат» и отечественный «Гонец»). Но выяснилось, что большая часть станций, которые вошли в новый список разрешенных ТСК, не имеет защиты против взлома и подделки данных. Тогда было решено защитить их с помощью множества дополнительных пломб.10 июля 2017-го Федеральное агентство по рыболовству утвердило рекомендации (а по сути – требования) по опломбированию. До 1 сентября 2017 года судовладельцы должны были их выполнить. Но ряд рекомендаций практически невыполним, а сроки слишком малы.

Артём Вилкин согласился с тем, что до 1 сентября судовладельцам не справиться: «Надеемся, что здравый смысл возобладает и срок будет сдвинут».

Спустя несколько дней было действительно решено дать рыбакам больше времени: сотрудники погранслужбы начнут проверять соответствие пломб ТСК рекомендациям не с 1 сентября, а с 31 декабря 2017-го.

Но сроки – полбеды. Рекомендации сами по себе, как выразился представитель одной из компаний, «свернули рыбакам мозги». Чтобы наглядно обосновать эту мысль, Артёму Вилкину продемонстрировали блок управления и разветвитель, входящие в комплект одного из аппаратов, которые разрешены в качестве ТСК.

Согласно рекомендациям, опломбировке подлежат входы на блоках и разъемах тройников. Но это крайне сложная техническая задача. Тройники рифленые. Поверхность коробок тоже не гладкая, пористая. Пломбы на них долго не держатся. Тем более — в морских условиях.

Уже есть случаи, когда пломбы отклеивались. А ведь за их отсутствие и повреждение предусмотрена ответственность. По мнению погранслужбы, ее должны нести капитан и судовладелец. Справедливо ли это?

По мнению начальника ЦСМС, сейчас ломать копья поздно. Ведь рекомендации уже утверждены. Кто хотел, тот внес свои замечания и предложения на этапе обсуждения проекта. Кроме того, возможности опломбировки обсуждались непосредственно с производителями оборудования.

«Если эти производители что-то не учли, то просто не знаю, как комментировать эту ситуацию», — сказал Артём Вилкин.

Заметим в скобках, что больше половины станций, разрешенных у нас в качестве ТСК, для этой цели не предназначены. Необходимость их опломбирования не предусмотрена изначально. Очевидно, их производители (а это, в основном, иностранные фирмы) тоже «свернули себе мозги» от таких инициатив и требований со стороны России.

В ходе разговора с начальником ЦСМС возник вопрос о целесообразности тотальной опломбировки ТСК. Есть ли доказательства того, что эту аппаратуру действительно можно взломать?

На данный вопрос ответил представитель пограничного управления по Восточному арктическому району Станислав Дашевский: «За последние три года у нас 3 доказанных случая вмешательства в работу ТСК (подмена передаваемых координат) именно в «Инмарсате». Новое поколение станций ничем не отличается от предыдущего, потому что для целей ТСК они не предназначены. С помощью различных ухищрений вмешательство в их работу возможно. Регулятор вынужден идти на то, чтобы это вмешательство исключить».

Во избежание проблем Артём Вилкин посоветовал ставить на суда станции «Гонец». Кроме того, по его словам, сейчас тестируется еще два терминала российского производителя, которые планируются к использованию в качестве ТСК, в основном, на малотоннажных судах. Они должны быть дешевле и надежнее.

Этот совет несколько опоздал. Ведь российские судовладельцы уже заменили «Аргосы» на предложенное им оборудование, потратив около 280 млн. рублей (и большинство выбрало «Инмарсат»). Не стоит ждать, что они добровольно выложат немалые деньги на повторное (второе за два года) переоснащение судов, пусть даже российские новинки окажутся выше всяких похвал.

Приходится признать, что руководство отрасли пока не может предложить рыбакам четкой стратегии. Неизвестно, какие требования в сфере мониторинга появятся через 2-3 года, какое оборудование будет разрешено в качестве ТСК, какое – нет. А, значит, прогнозируемого и спланированного развития событий никто не гарантирует.

ЭПЖ

Электронный промысловый журнал (компьютерная программа, которая заменит обычные журналы) – одна из главных новинок, которые ждут рыбную отрасль в ближайшем будущем. В ЭПЖ вручную регистрируются промысловые и технологические операции, затем эти данные в виде судовых суточных донесений с электронной подписью капитана либо другого уполномоченного лица передаются в базу данных ФАР.

Начиная обсуждение, Артём Вилкин напомнил историю вопроса: «ЭПЖ разрабатывается с 2009 года. С 1 июля 2016-го стартовала его опытно-промышленный эксплуатация. В технической обкатке электронного журнала участвует порядка 282 судов. В октябре выпускаем окончательную версию ЭПЖ».

Внедрение ЭПЖ будет прописано в федеральном законе, проект которого — на стадии доработки и согласования. Он предусматривает обязательную установку электронного журнала на судах с 2018 года.

«Но это не значит, что ЭПЖ начнет работать с 1 января 2018-го. Чтобы он заработал, нужно еще утвердить подзаконные акты. Будет предусмотрен переходный период», — отметил начальник ЦСМС.

Журналы будут двух видов: судовые и стационарные. Стационарные можно устанавливать в офисе. По мнению Артёма Вилкина, если судно ведет промысел, который длится не более суток, то можно освободить его от необходимости вести ЭПЖ непосредственно на борту. Но это пока только одно из предложений.

Какое оборудование можно использовать для ведения ЭПЖ?

«Нам все равно, будет ли это ноутбук или компьютер. Все, что отвечает минимальным требованиям, можно использовать. Мы протестировали большой набор самых популярных средств связи, которые эксплуатируются на судах. В этой части никаких ограничений тоже не возникло», — сказал Артём Вилкин.

По его словам, центр начал проводить семинары для обучения работе с ЭПЖ. Они не бесплатные. Артём Вилкин пояснил, что ЦСМС не может заниматься альтруизмом, так как семинарские занятия не предусмотрены государственным заданием. Впрочем, семинары – дело добровольное. Кто хочет, может изучить предмет самостоятельно: все требования, инструкции — в открытом доступе.

Эксплуатация ЭПЖ тоже будет иметь свою цену. По словам начальника ЦСМС, финансирование этой деятельности за счет госбюджета пока не предусмотрено. Скорее всего, оно ляжет на бизнес.

Остается еще множество вопросов, связанных с ведением ЭПЖ на маломерном флоте, на рыбопромысловых участках. Но на встрече с Артёмом Вилкиным четких ответов не прозвучало. Как неоднократно подчеркнул начальник ЦСМС, он и его коллеги – всего лишь технари. Их вахта — оборудование, программное обеспечение. А вот какими нормативными требованиями обрастут «железо» и софт, зависит от Федерального агентства по рыболовству, Минсельхоза, погранслужбы.

Артём Вилкин посоветовал рыбакам более плотно работать с упомянутыми ведомствами, участвовать в общественных обсуждениях, использовать лоббистские возможности своих ассоциаций.

Вместо послесловия

Слово «электронный» стало почти синонимом слова «удобный». Действительно, жизнь должна стать проще, если можно предоставить отчет, заключить договор или получить разрешение без бумажной волокиты, всего лишь нажав несколько клавиш. Но опыт подсказывает: проще не будет. Не стало бы сложнее.

Вспомним недавнюю историю с заменой станций «Аргос». Рыбаков убеждали, что все пройдет плавно. Но сколько в итоге родилось новых инструкций, указаний, требований. Сколько раз переносились сроки решения того или иного вопроса. Каких расходов это стоило. А в итоге мы получили систему отчетности, которой не можем доверять?

Помимо ЭПЖ, с 1 января 2018 года рыбаков ждет еще и электронная сертификация, которую готовит Россельхознадзор. Там тоже все непросто. Обратите внимание, что ФАР и Россельхознадзор – структуры Министерства сельского хозяйства. То есть внутри одного ведомства параллельно разрабатывается два программных продукта, которые по сути займутся обработкой одних и тех же данных. Эти две программы еще предстоит состыковать друг с другом, и каков будет результат – большой вопрос. А если что-то опять пойдет не так, весь груз нерешенных проблем снова ляжет на рыбаков...

23 августа 2017-го на Сахалине премьер Дмитрий Медведев провел совещание с представителями рыбной отрасли. Речь зашла о норме в пять процентов: именно такая минимальная погрешность допускается при подсчете улова на борту судна. Яснее ясного, что такая точность в морских условиях – утопия. Но если не угадал, готовься к наказанию. Это затрудняет промысловую деятельность, рождает на пустом месте административные протоколы. Еще в прошлом году было предложено решение, которое устроило всех, даже пограничников: вести учет добытой рыбы и определять видовой состав улова не на судне, а на берегу после доставки рыбы в места выгрузки.

На этот счет есть и поручение Президента, и решение правительственной комиссии под председательством Аркадия Дворковича. Однако второй год вопрос не решается.

Когда эта инициатива прозвучала на сахалинском заседании, против нее никто вроде не возражал: ни премьер, ни руководитель ФАР. Но есть подозрение, что и в этот раз она не пройдет.

Почему же важные, обоснованные и продуманные решения попадают в долгий ящик, а вот решения, без которых отрасль смогла бы обойтись, принимаются галопом, без должной подготовки и запаса времени?

Сергей НИКОЛАЕВ

На фото: начальник ЦСМС Артём Вилкин на встрече с камчатским рыбацким сообществом.

19:00
811
H
11:06
Артём призывает поддержать отечественного протзводителя техники. Но сам предпочитает иностранного
Загрузка...