Новые жертвы моря: кто виноват?

Новые жертвы моря: кто виноват?

9 августа у берегов Камчатки погибли люди, вышедшие в море на катере. Увы, такие ЧП здесь не редкость. Но в этот раз происшествие вызвало особенно сильный резонанс в краевом центре. Одни верят в вину пограничников. Другие – винят самих рыбаков. А может, причина трагедии глубже, чем мы предполагаем?

Восстанавливаем хронику событий

Для начала постараемся соединить разрозненные данные, которые стали достоянием гласности официальным и неофициальным путем. Получается примерно такая картина. Рано утром 9 августа с одного из пирсов (район ЖБФ) в море вышел катер «Мицубиси». На его борту находились трое: Роман Клименко, Валерий и Дмитрий Дворцовы.

Экипаж катера не поставил в известность о своем походе ни одну из государственных служб, которые регламентируют плавание в Авачинской губе и на подходах к ней. Хотя эта обязанность распространяется и на маломерные лодки, и на катера.

Роман Клименко оставил лишь запись в журнале на вахте пирса. В ней он указал в качестве района плавания бухту Русская.

Примерно в 6 утра в районе мыса Западный (около бухты Треуголка) катер был остановлен двумя катерами Пограничного управления ФСБ по Восточному арктическому району. С одного из них на «Мицубиси» перешел инспектор. Между ним и гражданскими лицами разгорелся конфликт. По словам пограничников, инспектор нашел сети, заподозрил браконьерство и пытался начать разбирательство.

Дальше произошло намеренное столкновение катеров. По одной версии, когда инспектор вернулся на свой катер, тот стал таранить гражданский. По версии погранслужбы, рыбаки напали на инспектора и сами протаранили пограничников, уходя от преследования. В качестве доказательства нам предъявлены уголовное дело, которое возбуждено Следственным комитетом по факту применения насилия в отношении представителя власти, и вмятина у пограничного катера сбоку (ведь боком не таранят, а таранят в бок).

Лично я не вижу ни одной причины, по которой пограничники пошли бы на таран. Ведь если водитель катера таранит другой катер в море вдали от берега, он ведь и своей жизнью рискует тоже. Ради чего? Как признают сами пограничники, на рыбацком катере рыбы не было. Была только сетка. А это едва-едва тянет на крошечный штраф. Значит, пограничник решил стать камикадзе, положив на алтарь и свою голову, и головы своих товарищей, а также дорогостоящее казенное имущество в виде катера (за которое он несет материальную ответственность), только ради того, чтобы взыскать с рыбаков в лучшем случае пару тысяч рублей?

Другой вопрос: почему рыбаки подались в бега, если кому-то из них грозил всего лишь небольшой штраф? Тем не менее, гражданский катер, получив повреждения, скрылся. Но не в сторону берега, что в его ситуации было бы самым безопасным, а в противоположном направлении. Однако пограничники то ли не стали его преследовать, то ли не смогли догнать. Не открою военной тайны, если скажу, что на Камчатке пограничные катера уступают по мощности и скорости иным рыбацким катеркам из пластика.

В 7.30 Роман Клименко позвонил своему знакомому Фазелю Г. и сообщил, что находится примерно в 36 км от выхода в Авачинскую губу, глубина под судном около километра, на борт поступает вода. Клименко успел сообщить свои координаты. Фазель Г. отправился на своей лодке на помощь.

Вот что он рассказал журналистам: «В течение всего времени, что я шел к ним, я с ними созванивался. Вроде держались на воде. Потом часов в 10 утра я крайний раз с ними связался, они были очень далеко. Он мне сказал: «Фазель, мы тонем, не успеваем вычерпывать воду. Водооткачивающее оборудование не справляется». После чего он ушел со связи. Я пришел в координаты, не нашел ни одного следа».

Подчеркнем, все это произошло 9 августа. Но только 11 августа в МЧС обратился знакомый пропавших и сообщил, что они не вернулись домой. Началась поисковая операция. Спустя несколько дней были найдены тела 47-летнего Романа Клименко и 23-летнего Дмитрия Дворцова. Валерий Дворцов пока числится пропавшим без вести.

Вопросы

Произошедшее – большая трагедия. Люди приняли жуткую смерть. Семьи скорбят, друзья негодуют. И множество вопросов повисло в воздухе.

Часть этих вопросов – к пограничникам. Почему они не сообщили об инциденте гражданским береговым службам? Неважно, кто кого таранил. Важно, что катер, получив повреждения, стал уходить в сторону океана. Разве это не повод для беспокойства?

За три недели до этого происшествия, 19 июля, в Авачинской губе прошли учения спасателей с участием всех ведомств, способных оказать помощь терпящим бедствие. Принимал в них участие и катер пограничного управления. Отрабатывались совместные действия, обмен информацией. Неужели все было зря?

Не меньше вопросов и к погибшим, а также к их товарищу. Почему они всеми силами старались избежать внимания любых государственных структур, включая даже спасательные? Вышли в море – никого из них не предупредили. Стали тонуть – предпочли сделать звонок другу, но не в МЧС. А друг тоже хорош. Получив сообщение, не стал просить помощи у спасслужб, а сам пошел на выручку. Пришел на место, никого не обнаружил и, опять же, не стал бить тревогу.

Как утверждал Фазель Г., тонувший катер выходил на связь с 7.30 до 10 часов утра. За это время можно было организовать полноценную и профессиональную спасательную операцию (тем более, что координаты были известны). Но МЧС получило информацию об исчезновении в море людей спустя два дня, слишком поздно.

Виноват «любительский лов»?

Погибшие уже не расскажут свою версию событий, не объяснят нам логику своих поступков. И мы никогда доподлинно не узнаем всех обстоятельств этого ЧП. Одни будут верить в вину пограничников. Другие – обвинять рыбаков, считая их браконьерами. А на мой личный взгляд, изначально виновата социально-экономическая ситуация.

Такие окраины Петропавловска, как районы ЖБФ или СРВ, считаются не самой благополучной частью города. Слабая инфраструктура, туманные перспективы. Зато есть близость к воде. Она подсказала местным, чем себя занять. Занятие оказалось доходным. За несколько лет в городе образовалось большое сообщество, живущее «любительским рыболовством» в Авачинской губе и за его пределами. Почему в кавычках? Потому что статус и законность этого промысла крайне спорны. Тем не менее, он развивается. По городу рассекают фургоны и грузовички со свежим уловом. В мессенджерах, социальных группах, на автобусных остановках – сотни частных объявлений о продаже краба, икры.

Иногда пограничники пытаются проверять рыбацкие катера и лодочные гаражи, изымая орудия лова или морепродукцию. Но в целом власть закрыла на все глаза: ведь народ не требует работы и заботы, сам себе находит пропитание, ну и пусть. В итоге местное население учится жить без власти, игнорируя ее так же, как она игнорирует его проблемы. А когда власть вдруг решает напомнить о себе, получает то, чего сильно боится – протестные настроения. И эти протесты совсем не в духе московских митингов, на которых полиция без труда крутит очкариков и бородатых хипстеров. Тут дело пахнет настоящей махновщиной, когда сотрудник Береговой охраны ФСБ при попытке исполнить свою службу рискует вылететь за борт.

Все это легко прекратить. Старожилы вспоминают, что в советские годы на выходе из Авачинской губы дежурили военный и пограничный корабли, пресекая любое несанкционированное плавание. Но последствия таких мер в наше время непредсказуемы. «Любительский» лов в местной акватории вырос до таких масштабов, что любые попытки обуздать его вызовут в нашем маленьком городе бурную социальную реакцию.

А если эту деятельность нельзя остановить, не пора ли ее легализовать? Ведь ресурсы, судя по всему, это позволяют. Пусть люди официально и без риска идут в море, пусть законно везут улов в город, как в Норвегии или Японии. Пусть создают кооперативы, официальные рабочие места, платят налоги с этого бизнеса, насыщают местный рынок, продают улов в цивильных условиях. Ведь была же попытка в 2015-м продавать живых крабов в магазине «Океан». Кому это мешало?

Но, скорее всего, власть не созрела решать этот вопрос кардинально. Для нее сейчас главное, чтобы страсти, вызванные гибелью рыбаков, поскорее улеглись. А дальше все останется как есть: горожане продолжат, таясь и шифруясь, выходить на промысел и ежегодно пополнять статистику несчастных случаев.

Кирилл МАРЕНИН

На записи с камер слежения от 9 августа видно, как люди собирались в море. Сначала от пирса отошел катер, а потом к нему от того же пирса подошла резиновая лодка, которую затем погрузили на борт. Фото, которое предоставила пресс-служба пограничного управления (оно сделано с пограничного катера 9 августа перед проверкой), подтверждает, что у рыбаков была резиновая лодка. Почему они не воспользовались ей, когда стали тонуть? Еще одна загадка.

Новые жертвы моря: кто виноват? 0Новые жертвы моря: кто виноват? 1Новые жертвы моря: кто виноват? 2Новые жертвы моря: кто виноват? 3Новые жертвы моря: кто виноват? 4Новые жертвы моря: кто виноват? 5Новые жертвы моря: кто виноват? 6
19:00
2812
Вячеслав Смородин
06:03
Спасибо, Кирилл! Хотя бы за информацию о наличии на катере резиновой лодки. И о том, что Тем не менее, у меня опять появились вопросы. Что за кадры отхода от пирса и кем они сделаны? Я дважды перечитал статью и понял так, что это снято пограничниками. Это так? Тогда уже на этом этапе можно было разглядеть на борту катера сеть (если она вообще была) и остановить выход в море. Если съемка произведена камерой стоянки, то можно узнать время съемки (или выхода в море)?
На счет легализации я бы поспорил. Это ведь как с проституцией. Все знают, что она есть, но легализовать — значит признаться в собственном бессилии и попранной общественной морали.
В данном конкретном случае (браконьерство), чтобы легализовать, нужно выделить объемы добычи. Значить провести научные исследования, выкормить штат госслужащих, выдающих разрешения, госслужащих, контролирующих законность лова и прочую уйму нахлебников. Не получится. У нас на одного с сошкой семеро с ложкой. Поэтому проще (не лучше)выкинуть контролера за борт.
И виновата в этом не «социально-экономическая ситуация», отсутствие разума и первичных половых признаков у власть предержащих. Пример — гаражи в Аваче. Поорали и забыли. А владельцы гаражей возвели капитальные строения, обнесли территорию высокими заборами и шлагбаумами. Так, что ни один контролер к берегу подойти не может, не то чтобы посмотреть что там в улове. Наверное так с властью, которая не мычит, ни телится и нужно поступать.
P.S. А какая часть города у нас считается благополучной? Я такой не знаю. Просветите!
07:17
Вячеслав! В любом городе есть благополучные районы. Вот, к примеру, улицы Топоркова или Березовая. Сам я на этих улицах не жил. Но говорят, там хорошо.
10:39
Видеозапись сделана не пограничниками.
Виталий
16:50
Исследования проводятся, штат госслужащих выдающих лицензии тоже уже есть. Ничего строить ненужно. Никого не уговоришь заплатить за лицензию, лишний раз сообщить свои координаты и район выхода и пр. Менталитет не тот.
Анна
06:03
Один из рыбаков мой друг, друг детства. И он не мог пойти на таран, это просто бред. Это просто погранцы прикрывают себя.
07:24
Анна! Но ведь их в катере было трое. Кто из них находился за рулем в тот момент, мы наверняка не узнаем. Может, это был не ваш друг. Придется смириться с тем, что есть две версии событий: виноваты либо пограничники, либо сами рыбаки. Ни одна из них не доказуема, пока не поднимут затонувший катер (а это вряд ли произойдет) или не появится видеозапись тех событий (что тоже маловероятно). Я не принимаю на веру ни одну из них. Просто одна мне кажется более убедительной.
Анна
15:33
Смириться очень сложно…
Наталия
07:55
Жажда наживы и быстрых денег затмевает разум…
Слава
10:08
Что вы докопались до этой резиновой лодки, которая якобы была на катере?! С лодкой могло произойти все что угодно пока они уходили в открытое море. Однако всякий «аналитик» в камчатских сми считает нужным задаться вопросом — а почему они не воспользовались лодкой когда тонули?
Вячеслав
10:28
Слава! Стоп истерика! Кто и где «докопался» до лодки? Я всего лишь поблагодарил за эту информацию. Мне она важна.А другие никакого анализа не проводили.
Дарья
11:10
Что значит «докопались» до лодки?! Если она была, чего бы не спасти свою жизнь? Естественный вопрос! Ещё и спас жилеты быть должны, на секундочку. хотя бы для того, чтоб родные достойно похоронить могли… Думали бы о них, о родных, когда в море выходят. А что ваша аналитика подсказывает, интересно? может свою логическую цепочку миру явите?
Дмитрий
19:15
к самой верхней фотографии присмотритесь. где подкрашенно синей краской.
катер случаем уже не был ли ранее с повреждениями, абы как заделанными… которые в следствии столкновения и дали потом течь.
Загрузка...