Моряки «в белых перчатках»

Моряки «в белых перчатках»

Наш новый герой побил возрастной рекорд рубрики – это самый молодой гость «Рыбака Камчатки». Встречайте, Денис Артемов – электромеханик и студент КамчатГТУ. Несмотря на возраст, в его копилке уже 4 года, посвященных морю, и два полноценных рабочих рейса в роли специалиста.

Денис родился в 1992 году в селе Слаутное Пенжинского района. В 1999 году переехал с мамой в город. Свое детство он посвятил биатлонному спорту. Кроме того, каждое лето родители отправляли мальчика в спортивные и оздоровительные детские лагеря. После 9-го класса, когда все его одноклассники подали документы в 10-й, он забрал аттестат о неполном среднем образовании и отнес его в морской колледж КамчатГТУ. Молодой человек решил, что не станет тратить два года впустую, а поскорее получит специальность и начнет работать. Но почему именно профессия моряка?

«На мой выбор существенно повлияла мама. Когда я обратился к ней за советом, она объяснила, что Камчатка – это в первую очередь рыба и туризм. Но туристическая отрасль развита слабее, чем рыбная. Кроме того, здесь дают хорошее морское образование, и на этом даже сегодня можно хорошо заработать, кто бы что ни говорил», — объясняет свой выбор Денис.

Сначала в море юношу вела далеко не романтика, а самая обычная мальчишеская страсть к автомобилям. Денис мечтал сам заработать на собственную машину и в первом же рейсе ему это удалось. На третьем курсе ребят в роли матросов отправили в море от колхоза им. В. И. Ленина на знаменитой плавбазе «Виктор Гаврилов».

«Это был, мягко говоря, непростой рейс. Укачивало первое время сильно. Я даже думал, что эта морская болезнь уже не пройдет, и придется искать варианты на берегу. Но вскоре организм адаптировался, и я смог полноценно работать. График был – 6 через 6. Не высыпались страшно. Путали день с ночью, встаешь – темно, ложишься – темно. На борту было еще 4 практиканта. Двое списались через месяц. Я жил в каюте вместе с одногруппником. Он — механик. И каждое утро он, просыпаясь, жаловался на то, как ему тяжело. Мне тоже было тяжело, но я находил в себе силы отгонять эти мысли прочь и просто делать то, что должен», — вспоминает мой собеседник.

Личный автомобиль и белые перчатки

Денис признается, что представлял себе работу в море совсем иначе. «Думал, что будет как в фильмах. Больше свободного времени между вахтами. И если вдруг захочется, можно выйти прогуляться на палубу», — смеется Денис. Сейчас, имея за плечами несколько рейсов, он понимает, что свободное время на пароходе – ценнейший ресурс, которым необходимо уметь управлять. «С опытом понимаешь, что часть твоих желаний – пустая трата времени. Такие ограничения учат думать головой, анализировать свои потребности, правильно расставлять приоритеты и отсекать лишнее», — добавляет он.

Еще один миф, который развеялся с первым выходом в море, касался самих моряков. «Мне казалось, что они эдакие морские волки, закаленные стихией. Но это обычные люди, которые пришли на флот, чтобы заработать денег, потому что им нужно кормить свои семьи», — говорит Денис.

После рейса он убедился в правильности выбора своей специальности: «Работать интересно. Прежде чем действовать, ты рисуешь схему в голове, находишь ошибку и потом только ее устраняешь. А еще слышал, что электромехаников называют работниками «в белых перчатках». Это на самом деле так, потому что ходишь всегда чистый».

В то время как его соседи по каюте, вернувшись из этого рейса, бурно праздновали прошедшие испытания, наш герой уже сидел за рулем своей маленькой мечты – автомобиля «Субару Легаси» 1992 года выпуска.

«Она была жутко громкая, как и все машины этой марки. Друзья меня узнавали именно по звуку глушителя. Осознание того факта, что ты сам можешь заработать на свой автомобиль, дает уверенность в себе. Но он для меня лишь средство передвижения, гораздо важнее семья и родные. Поэтому через 3 рейса, благодаря маминым расчетам, я смог купить ей квартиру», — говорит молодой человек.

За одним столом

В 2015 году Денис Артемов поступил в КамчатГТУ на сокращенное обучение специальности «инженер-электромеханик». В первый рабочий рейс он пошел от колхоза им. В. И. Ленина на БМРТ «Сероглазка» в роли 4-го электромеханика. Несмотря на большую ответственность, в рейсе были наставники, которые обучали его тонкостям профессии и помогали устранять неполадки. А вот последний рейс, от РКЗ-55, оказался для него настоящим испытанием на прочность. Кроме молодого электромеханика, на борту не оказалось других специалистов по электрочасти.

«До отхода в море у нас было 10 дней ремонта. Я работал до ночи, без выходных, чтобы сделать как можно больше и в рейсе лишь поддерживать все в рабочем состоянии. Я понимал, что никто не поможет в случае чего, и я могу рассчитывать только на себя. Это колоссальная ответственность. А все смотрели на меня и говорили: «Какой у нас электромеханик! Трудяга!». Но обойтись без внештатных ситуаций все равно не получилось. И обесточивались, и чего только не было»,— вспоминает он.

Есть на корабле трудности, о которых узнаешь только в море. Сложные бытовые условия и однообразие – вот что действительно выбивает моряков из колеи.

«На небольших пароходах всегда есть проблема с пресной водой. В рейсе мы экономили ее, как могли. На несколько суток у нас закрывали душ, чтобы бытовая вода шла на камбуз. После рабочей смены и без душа – приятного мало», — делится Денис.

Еще одна проблема – однообразная пища. Как бы вкусно ни готовил повар, если блюда изо дня в день повторяются, экипаж начинает жаловаться. Сменивший его кок может готовить хуже, но его все равно станут нахваливать только потому, что он готовит иначе.

«В одном из рейсов больше половины матросов были приезжими из Дагестана. Я заметил, что они всегда друг за друга. Очень сплоченный коллектив. У наших такого нет – каждый по своей машине. Кроме того, приезжие совсем не курят и почти не пьют. Но каких-либо конфликтов никогда не было. Через пару месяцев экипаж притирается. Общий язык найти легко. Все-таки одну работу делаем, за одним столом едим».

Капитан, капитан, расскажите!

Для юного моряка самые бесценные часы в рейсе проходят на мостике в разговорах с капитаном судна. И, конечно же, почти все беседы касаются рыбы.

«Капитанам всегда есть что рассказать. Они много знают и хотят делиться своим опытом. После рейса от РКЗ-55 я до сих пор общаюсь с Юрием Васильевичем Карпенко, капитаном судна «Демократ Леонов». Он многому меня научил. Но быть капитаном очень страшно. Потому что именно от него и от его знаний зависит весь промысел парохода. Люди думают, что капитан отвечает только за людей на борту. На самом деле он отвечает еще и за каждую семью каждого члена экипажа. А это совершенно другой уровень ответственности», — рассказывает мой собеседник.

На счету у Дениса 4 года в море, и уже сегодня он понимает, что это на всю жизнь. И хотя приходится переживать долгие разлуки с родными, отсутствие личной жизни, жертвовать увлечениями, он осознанно выбрал этот путь. «Привыкаешь к такому режиму работы, к уровню заработка. Перейти на берег и переключиться — невероятно сложно, и надо себя чем-то занимать», — говорит он.

В редкие свободные дни на берегу наш герой ведет активный образ жизни. Занимается спортом и путешествует по прекрасной Камчатке со своей подругой Ингой, которая вдохновляет его двигаться дальше и покорять не только моря, но и сушу.

Яна ГАПОНЮК

19:00
1364
Эвелина
13:26
здравствуйте, всем кто прочитал эту статью. Я мама Дениса Артёмова и счастье матери читать про своего сына. Благодарю редакцию газеты Рыбак Камчатки за внимание к молодым кадрам, это поддержка и вклад в новое поколение рыбаков Камчатки. Пусть знают, что есть у всех возможность получить бесплатное образование и хорошо зарабатывать, и стать уважемым человеком.
Благодарю корреспондента газеты Яну за видение людей, за искренний интерес к людям, это чувствуется в тексте статьи. За умение разглядеть в простом парне -пример упорной работы.
Спасибо всем кто принимал участие в обработке, корректировке и распространении газеты — ваш труд не виден, но он важен! Спасибо вам!
Загрузка...