Первый пошёл

Первый пошёл

В отношении руководителя Сахалино-Курильского теруправления Росрыболовства Александра Таратенко возбуждено уголовное дело. Это сигнал его коллегам из других лососевых регионов: все они – потенциальные сидельцы.

Фабула дела Таратенко такова. 22 сентября 2016-го на Сахалине заседала комиссия по регулированию вылова анадромных видов рыб. На повестке было четыре пункта, в том числе вопрос об установке рыбоучетных заграждений в одном из проливов. За их установку из 15 членов комиссии голосовало семеро, против – пятеро, а трое воздержалось. На первый взгляд, решение поддержано большинством. Таратенко утвердил его, подписав протокол. А теперь, спустя полгода, его обвинили за это в превышении должностных полномочий. Следователи уверены, что Таратенко имел право согласовать протокол, только если бы за установку заграждений проголосовало не семь, а не менее восьми человек.

Дело имеет явно непростую подоплеку. Но сейчас для нас важнее другое: сегодня все начальники территориальных управлений ФАР в лососевых регионах сидят на крючке. И правоохранительные органы могут дернуть любого из них, как Таратенко. Но самое интересное, что эту ситуацию создали сами ФАР и Минсельхоз, заложив коррупционную мину в собственные полномочия.

Позвольте объяснить, на чем основан этот вывод. Начнем с того, что такое комиссия по регулированию вылова анадромных видов рыб. Она создается в субъектах страны, где водятся лосось, корюшка и голец, для управления их промыслом. Она вправе устанавливать объемы вылова, его сроки, менять их и т. д.

Комиссия – коллегиальный орган. Но ее коллегиальность весьма условна. По приказу Минсельхоза № 357 от 17 августа 2016 года, число представителей федеральной власти должно составлять в комиссии не менее двух третей. Хотя количество «федералов» в комиссиях преобладало и раньше. Возьмем Камчатку. В местной комиссии 26 членов. Из них – только 8 представителей края, которые оказались в роли статистов. Остальные – «федералы».

Конституция гласит: вопросы пользования и распоряжения природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Совместное, значит, 50 на 50. Но как мы видим по составу комиссии, в вопросе пользования лососевым ресурсом влияние нашего региона ограничено восьмью голосами из 26.

Зато представители структур Федерального агентства по рыболовству почти всегда имеют большинство голосов.

Комиссию возглавляет высшее должностное лицо края – губернатор. Но только формально. В его обязанности входит принятие решений лишь по процедурным вопросам и подписание протокола. Причем подпись губернатора не делает протокол действительным. Силу официального документа он получает только после подписи руководителя территориального управления ФАР, который вправе заблокировать протокол и все принятые решения.

Кроме того, на обсуждение комиссии ставятся только те вопросы, которые получили рекомендацию рыбохозяйственной науки. Здесь тоже решающее слово остается за ФАР, учитывая подчиненность отраслевых институтов этому федеральному агентству. В итоге комиссия порой вынуждена рассматривать предложения, которые продиктованы мотивами, крайне далекими от рационального использования водных биоресурсов. И эти предложения принимаются!

Вспомним один показательный пример. 9 июля 2015-го камчатская комиссия установила шесть проходных дней в неделю для компаний, которые добывали лосося сетями на западном побережье полуострова. А для тех, кто ловил ставными неводами, режим проходных дней был снят. Голоса членов комиссии разделились так: за — девять, против — пять, воздержались трое. Из тех, кто голосовал за, восемь являлись представителями структур ФАР. Спустя несколько часов, протокол был утвержден начальником Северо-Восточного теруправления ФАР и вступил в силу.

Цель проходных дней – дать рыбе пройти к местам нереста. Это подразумевает временный запрет промысла всеми орудиями лова. А когда одним рыбакам запрещают лов, а другим разрешают работать без ограничений, это нечто противоположное. Есть и другие примеры нелогичных решений на лососевой путине.

Таким образом, руководитель территориального управления ФАР может продавить через комиссию любую резолюцию. Это дает ему широкую, почти безграничную власть влиять на ход красной путины, создавая одним компаниям лояльные условия, а другим – наоборот, что имеет большой коррупционный потенциал. Как же удержаться от соблазна?

Но у этой власти есть обратная сторона – персональная ответственность за каждое решение комиссии. Уголовное дело Таратенко – напоминание его коллегам из других лососевых регионов: подписанные вами протоколы в любой момент могут стать приговорами.

Рыбацкое сообщество не раз предупреждало, что такая ситуация чревата как для бизнеса, так и для самого ФАР. За месяц до того, как Таратенко попал под следствие, прогноз таких событий дал Союз рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки. Речь идет о его февральском обращении во Всероссийскую ассоциацию рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), в котором союз просит сформировать единую позицию рыбаков по этой проблеме.

Приведу отрывок из обращения СРПК (оно опубликовано на его сайте rybazdes.ru):

«Вырастает и степень возможной коррупционной составляющей при таком соотношении (членов комиссии – Авт.) Такому положению дел есть название – дискреция. Когда у представителя власти появляется возможность осуществления полномочий по своему усмотрению, не предусмотренных в прямой форме правовыми нормами, но и не запрещенных, это является преимущественным коррупционным фактором, который может быть и будет в конечном итоге использован. Мы считаем, что не надо доводить до греха, а лучше исключить даже предпосылки этого явления».

Далее предлагается изменить состав комиссии по регулированию вылова анадромных видов, обеспечив равное количество голосов представителям региона и федеральной власти.

Точку зрения СРПК поддержала Ассоциация рыбопромышленников Сахалина. «В положении о работе комиссии по анадромным полностью отсутствует общественный контроль за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих предусмотренные федеральным законом права граждан, что противоречит федеральному закону об основах общественного контроля в РФ», — говорится в письме сахалинской ассоциации в ВАРПЭ.

ФАР стоит прислушаться к мнению рыбаков, иначе его рискованная игра может обернуться новыми уголовными делами.

Сергей НИКОЛАЕВ

19:00
1134
Сергей Красильников
16:14
С интересом прочитал. И вот какие соображения. В законе написано: 1. на основании утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства решений комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб.
2. создается в субъекте, возглавляет высшее должностное лицо 3. в состав… входят представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе… в области обороны,… в области обеспечения безопасности Российской Федерации,… в области охраны окружающей среды,… представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) и научных организаций. Где написано, что ВООБЩЕ! КАКОЙ-ТО! представитель тер. органа росрыболовства имеет право входить в комиссию??? (и именно в этом механизм реализации предмета совместной деятельности, которым является рыболовство: РЕШАЕТ- субъект, ну, без обороны, безопасности и охраны окружающей среды никуда, это святое :), а УТВЕРЖДАЕТ — федерал в лице СВТУ, ЗКТУ и прочих.) Все эти слабо относящиеся к закону писульки ФАР (Минсельхоза) попросту незаконны, извините за тавтологию
Загрузка...