Когда штормы сдаются

Когда штормы сдаются

В рыбодобывающем ПАО «Океанрыбфлот» заканчивается сезонная добыча кальмара. Из 14 больших морозильных рыболовных траулеров четыре задействовано в районе традиционного вылова моллюска – на Северных Курилах. Сейчас рыбаки осваивают оставшиеся квоты и мечтают поскорее вернуться домой

Задача выполнена!

БМРТ «Московская Олимпиада» 2 месяца работал на Охотоморской минтаевой путине, а затем по решению руководства отправился на помощь БМРТ «Бакланово» и БМРТ «Борисов» на Северные Курилы. В общей сложности уже добыто почти 16 тысяч тонн кальмара, а значит, экипажи свою задачу выполнили на 100%.

Осенние штормы заставили поволноваться, но и они сдались перед мужеством отчаянных парней. «С началом октября штормы практически через сутки были, – рассказывает капитан-директор БМРТ «Московская Олимпиада» Константин Огневой. – Тяжелей работать стало, конечно. Но наш корабль всепогодный, мы работаем в любых условиях. Траулер универсальный, замечательный, подготовлен к любому виду промысла: и минтая, и сельдь, и кальмара можем перерабатывать.

За время перехода из одного района промысла в другой мы успеваем перестроить завод на переработку другого вида сырья и к месту добычи приходим уже готовыми, судовой завод запускается мгновенно. Единственная трудность – всегда много новых необученных людей, но так было во все времена. Радует, что сейчас очень много молодежи приходит. Еще не умеют ничего, но стараются, учатся прямо во время рыбалки и по прибытии просятся в новый рейс. Так что профессия рыбака снова становится престижной, что меня лично очень радует. Я в этой компании работаю уже 28 лет, прошел путь от матроса до капитана. Для меня пароход не просто место работы, здесь моя жизнь».

Основным объектом промысла компании является минтай – почти 200 тысяч тонн ежегодно, вторая по объемам добычи – сельдь, более 50 тысяч. Кальмар в этом списке на третьем месте – около 16 тысяч тонн в год. На сегодня этого объема вполне хватает, чтобы закрыть потребности рынка. При необходимости судовые заводы смогут производить большее количество.

Деликатесный продукт в России очень популярен, а с тех пор как «Океанрыбфлот» изменил расфасовку филе кальмара с полутора до одного килограмма, поклонников у него стало еще больше.

Морские встречи

Пока БМРТ компании выбирают оставшиеся квоты, рефрижераторное судно «Канариан Рифер» спешит к ним, чтобы забрать готовую продукцию и отвезти на берег. По словам капитана Виктора Безуса, только в конце экспедиции можно обойти больше 10 пароходов: собирать остатки снаряжения, продукции, оборудования. Это и есть главный признак того, что путина подходит к концу.

«Обычно в начале или даже в разгар любой экспедиции везешь обеспечение (продукты питания, тару, сетный материал) и забираешь много готовой рыбопродукции: три-четыре траулера – и трюмы забиты, – говорит Виктор Безус. – А сейчас «Московская Олимпиада» у нас уже 11-й пароход. Разгрузим его и пойдем в порт Владивостока на выгрузку. Раньше и я был капитаном промыслового судна. В компании начал работать в 1974 году матросом, потом дорос до капитана… Мне нравится «Океанрыбфлот» своей стабильностью, ведь были разные времена, и хорошие, и плохие, очень плохие, но он выжил… один из немногих. Тут людей воспитывают, кадры наращивают, можно получить должный опыт. Так что обращаюсь к молодежи: идите в «Океанрыбфлот» работать, не пожалеете».

Перегруз в районе промысла – любопытное событие. Интересно наблюдать, с какой ювелирной точностью многокилограммовые брикеты поднимают краном из трюма траулера и аккуратно опускают в трюм рефрижератора.

Игорь Александрович Богордаев, старший механик БМРТ «Московская Олимпиада», – тоже на палубе, где лично контролирует все механизированные процессы. Говорит, пароход находится в рабочем состоянии и после каждого рейса проходит стадии некапитального ремонта, ведь ПАО «Океанрыбфлот» способен поддерживать свой флот самостоятельно.

На территории предприятия построена прекрасная база технического обслуживания. Причем корпусно-трубопроводный цех отстроен заново и базируется в новом помещении. Все ремонтные работы, кроме доковых, специалисты компании могут делать сами. Это и механика, и радиоэлектроника, и токарные, слесарные, сварочные работы. Недавно «Океанрыбфлот» приобрел в аренду еще два причала и оградительный мол. На этом объекте БМРТ готовят к выходу в рейс, производится техобслуживание. На площадке есть кран и все необходимое оборудование для погрузочно-разгрузочных работ и качественного ремонта. Есть даже система снабжения водой с подогревом, т. е. любая низкая температура судам не опасна.

БТО «Океанрыбфлота» – самое передовое судоремонтное предприятие в Петропавловске-Камчатском. Отечественное судостроение только начинает возрождаться, спрос опережает предложение. Качественный ремонт на своей территории – это пока самый реальный и наиболее доступный выход из сложившегося положения. После полной модернизации флота более 20 лет большие морозильные рыболовные траулеры смогут работать на должном уровне.

Хозяйка корабля

После перегруза пароходы расходятся, прощаясь друг с другом длинными гудками. Давняя традиция. Торжественная, красивая и немного грустная. Впрочем, морякам не до сантиментов. «Канариан Рифер» уже бежит прочь, торопится выгрузить рыбопродукцию во Владивостокском порту, а «Московская Олимпиада» готовится ставить новый трал.

Моряки говорят, кальмар – существо капризное и непредсказуемое, найти его довольно непросто. Потому добыча коварного моллюска – дело непростое. Тут нужны большие знания, опыт и интуиция. Иначе и орудия лова потеряешь в опасных подводных ущельях, и план не выполнишь, и доверие не оправдаешь. Но капитаны «Океанрыбфлота» – люди проверенные, с многолетним стажем. Как говорят в руководстве компании, они – лучшие на всем Дальнем Востоке.

Надо отметить, атмосфера на траулерах компании всегда очень теплая и доброжелательная. Во-первых, потому что командный состав – люди со стажем, проверенные временем, опытные моряки и достойные люди. Настоящий оплот компании. Во-вторых, здесь трудятся дамы, которые умеют создавать домашний уют и при этом обладают редким талантом: при полном отсутствии назойливости поддержать в трудную минуту.

На БМРТ «Московская Олимпиада» такой хозяйкой корабля является Наталья Андреева, буфетчица. Она знает каждого в лицо и по имени. Не дай Бог кому-то пропустить завтрак или ужин: обязательно напомнит, а то и сама принесет в каюту. Говорит: «Как же иначе, ведь это мой второй дом, а значит, моя семья. Работу свою надо любить. И главное – любить не только себя, но и близких. Всегда замечала: ты улыбаешься и тебе улыбаются в ответ. А если кто-то загрустил, нужно просто сказать какие-то ободряющие слова, поддержать морально. Конечно, я у них внештатный психолог. Подойду, спрошу, в чем дело, успокою, совет дам, расскажу какую-нибудь подходящую случаю историю. Я почти 30 лет работаю буфетчицей, здесь мой второй дом, а значит, здесь тоже нужно создавать уют. Может, даже больше стараться, чем на берегу».

План будет выполнен

Создать уют – это искусство, также как приготовить вкусное блюдо. В этом нет равных повару первой категории Александре Пустовитовой.

Как друг Фореста Гампа из известного фильма все знал о креветках, так Александра Алексеевна все знает о кальмаре: «Кальмар – деликатесный вид продукта. Это белок, хорошо усваиваемый организмом. Из кальмара можно приготовить десятки блюд, одних салатов можно придумать сотни комбинаций. И дальше – кальмар жареный, кальмар тушеный, кальмар фаршированный (опять же тут много вариантов: рис, гречка, мясная начинка). Еще очень вкусные отбивные, кольца в сухарях. Как закуску можно сделать сушеный кальмар. Главное – готовить его легко и быстро. На любом праздничном столе он хорошо смотрится. Лично я люблю котлеты кальмаровые. Рецепт простой: хорошо промываем, даем ему стечь, пропускаем через мясорубку, добавляем лучок и картошечку, панируем в сухарях и жарим, затем тушим, чтобы мягче были. Еще очень люблю фаршированный кальмар: коренья жарим, рис, майонез, фаршируем каждую тушку – и в духовку».

Пока Александра Алексеевна с увлечением рассказывает о полезных свойствах кальмара, на палубе идут траловые работы. Улов небольшой, но для полной загрузки судового завода вполне достаточный.

Помощник капитана по производству Сергей Баловнев внимательно контролирует процесс переработки, ведь за качество выпускаемого продукта он в ответе. Говорит, за месяц удалось поймать и переработать 140 тонн. Не самый лучший результат, но план будет выполнен.

«Кальмар непредсказуем, вычислить его передвижения очень трудно, – рассказывает Сергей Викторович, – он появляется ниоткуда и исчезает в никуда. Как бы наука ни старалась, о местах его обитания все еще мало известно».

Капитан-директор Константин Огневой поддерживает коллегу: «В этом районе промысла очень экстремальный лов: скалистое дно, внезапные гигантские расщелины. Шаг влево, шаг вправо – обрыв, можно целый трал потерять. Очень сложный рельеф и непростая рыбалка, зато когда поднял полный трал, чувствуешь себя победителем».

Там за туманами

Еще одна особенность Северных Курил – постоянные туманы. Этот однообразный ландшафт к концу рейса утомляет рыбаков. Сейчас у всех уже «чемоданное» настроение, скоро – домой. Квоты выбраны, план выполнен, и на новогодних столах россиян обязательно будут блюда из кальмара.

Почти 16 тысяч тонн филе кальмара изготовил «Океанрыбфлот». Этого объема хватает, чтобы закрыть потребности рынка от Москвы до самых до окраин. Учитывая скидку 20% для жителей Камчатки, филе кальмара от «Океанрыбфлота» доступно любому покупателю. Это высококачественный продукт, выловленный в экологически чистых районах промысла, превращенный в нежное филе тут же на судовом заводе с применением современных технологий глубокой переработки, продукт первичной заморозки. Проще говоря, кальмар со дна моря попадает сразу на вашу сковородку.

Но если представить, сколько усилий для этого прилагается, сколько людей по сменам «восемь через восемь» обрабатывают каждую тушку, как во время безумного шторма рыбаки тянут полный трал…

Тяжелая это профессия. Поэтому покупая филе кальмара, представьте траулер в бурлящем море и моряков, которые добросовестно несут свои нелегкие трудовые вахты.

Возвращайтесь домой, рыбаки, вы отлично потрудились.

Валентина БОКОВИКОВА

На фото:

1. Капитан Виктор Безус.

2. Капитан-директор Константин Огневой.

3. Обед в кают-компании. Буфетчица Наталья Андреева и стармех Игорь Богордаев.

4. Повар первой категории Александра Пустовитова.

5. Помощник капитана по производству Сергей Баловнев

Когда штормы сдаются 0Когда штормы сдаются 1Когда штормы сдаются 2Когда штормы сдаются 3Когда штормы сдаются 4
19:00
2780
Игорь
17:01
Спасибо, Валентина Боковикова!
2
09:24
Теперь, покупая филе кальмара, всегда буду представлять траулер в бурлящем море
Иванов Сергей Михайлович
04:01

Работал с капитаном Огневым Константином Николаевичем… Золотой капитан, с железными нервами. Экипаж его уважал. Мастер своего дела, справедливый, с юмором. Таких бы побольше !!!! 

Загрузка...