Квоты пойдут вторым этапом

Квоты пойдут вторым этапом

На минувшей неделе в Росрыболовстве обсудили, каким будет второй этап «квот под инвестиции».

Инвестиционные квоты – госпрограмма ресурсной поддержки строительства рыболовецких судов и перерабатывающих заводов, инициированная Росрыболовством. Программа действует уже 5 лет (этот период считается первым этапом). В ее рамках построены 21 завод, 8 судов, включая два краболова (это 22,5% от всех заявленных проектов). Один из минусов состоит в том, что для формирования инвестквот государство сначала изымает у рыболовецких компаний часть их ресурсной базы (порядка 20 процентов).

В преддверии второго этапа рыбацкое сообщество и регионы, в которых рыбная отрасль играет важную роль, высказали свои предложения по инвестквотам. Например, предлагается освободить инвестора от ответственности, если срок строительства судна нарушен не по вине заказчика.

23 декабря в Росрыболовстве прошло совещание, на котором обсудили, чего ждать от второго этапа инвестквот.

По словам главы Росрыболовства Илья Шестакова, соответствующие изменения в федеральный закон о рыболовстве готовы. Замечания от бизнес-сообщества и федеральных органов власти носят непринципиальный характер. Документ будет направлен в Госдуму после новогодних праздников практически в существующей редакции с небольшими корректировками.

По словам Илья Шестакова, инвестквоты второго этапа предполагается распределить поровну на строительство рыбоперерабатывающих заводов и судов. Предусмотрено положение о возмещении части квот инвесторам первого этапа. Кроме того, в законопроект включены положения по реализации на аукционах права на добычу 50% общих допустимых уловов крабов и 100% общих допустимых уловов морских гребешков, трубачей, морских ежей и трепангов. Победители аукционов должны будут взять на себя инвестиционные обязательства.

По расчетам Росрыболовства, это позволит построить порядка 30 рыбопромысловых судов, 30 краболовов, 8 заводов на Дальнем Востоке, до 30 иных объектов для переработки и хранения водных биоресурсов. Государство рассчитывает получить в результате аукционов порядка 200 млрд рублей, а также привлечь около 300 млрд рублей в обновление производственных фондов рыбной отрасли.

Планируется, что аукционы будут организованы в 2023 году, закрепление квот под инвестиции произойдет в 2024 году.

В целом бизнес-сообщество поддержало принцип равного распределения инвестквот между флотом и береговой переработкой.

«Реализация второго этапа инвестиционных квот применительно к строительству рыбопромыслового флота должна исходить из того, чего мы хотим добиться. Мы хотим технологически перевооружить отрасль, увеличить объем производства продукции глубокой переработки, хотим социально-экономического развития регионов. И вот здесь надо на эффекты, которые дает строительство флота, посмотреть повнимательней. В Советском Союзе с 1970 по 1990 год количество крупнотоннажного флота выросло с 529 единиц до 809 – в полтора раза. При этом капиталовооруженность на промысловом флоте увеличилась с 25 649 рублей до 56 745 рублей на одного занятого. Но в структуре выпуска продукции 73% составляла просто мороженая рыба – как в 1970 году, так и в 1985-м. Поэтому было бы правильно, чтобы пользователи инвестквот предоставили отчеты о том, что же они производят. Надо внимательно посмотреть на то, как будет работать новый флот», – отметил президент ВАРПЭ Герман Зверев.

Также были высказаны вопросы, касающиеся реализации на аукционах моллюсков и иглокожих. Илья Шестаков предложил направить в агентство аргументацию по каждому виду моллюсков и морским ежам для детального обсуждения.

По итогам обсуждения решено в конце января провести отдельное совещание по формированию подзаконной базы, в том числе рассмотреть предложения по ранжированию и критериям рыбоперерабатывающих комплексов, по количеству дополнительных судов-краболовов и конкретному списку других объектов инфраструктуры, в том числе холодильников в портах.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Полный текст выступления президента ВАРПЭ Германа Зверева:

Поддерживаем предложения Росрыболовства о распределении инвестиционных квот на минтай и сельдь пополам: 10% ОДУ минтая и сельди в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне — береговая переработка, 10% ОДУ — строительство рыбопромыслового флота. Идея крупных перерабатывающих комплексов, увязанных со схемами пространственного развития региона, схемой размещения производительных сил в регионах, эта идея правильная. Водные биоресурсы — это слишком редкий природный ресурс, чтобы использовать такой принцип, как в Китае во время «Большого скачка»: домна в каждом дворе. Нужно делать ставку на крупные производственные комплексы.

Реализация второго этапа инвестиционных квот применительно к строительству рыбопромыслового флота должна исходить из того, чего мы хотим добиться. Не инвестиции ради инвестиций. Мы же хотим другого. Мы хотим технологически перевооружить отрасль, мы хотим увеличить объем производства продукции глубокой переработки, хотим социально-экономического развития регионов. И вот здесь надо на эффекты, которые дает строительство флота, посмотреть повнимательней. Учесть опыт Советского Союза. В Советском Союзе с 1970 по 1990 год количество крупнотоннажного флота выросло с 529 единиц до 809 — в полтора раза. При этом капиталовооруженность на промысловом флоте увеличилась с 25 649 рублей до 56745 рублей на одного занятого. Но при этом в структуре выпуска продукции 73% составляла просто мороженая рыба — как в 1970 году, так и в 1985 году. Поэтому было бы правильно, чтобы пользователи инвестквот предоставили отчеты — они обязаны это делать ежегодно — отчёты о том, что же они производят. При этом надо внимательно посмотреть на то, как будет работать новый флот.

В СССР в 1969–1972 годах вышли на промысел БМРТ типа «Алтай»: ловили много, но морозильные ёмкости оказались недостаточными. Мурманский траловый флот постарался быстро от них избавиться. Чуть позже при эксплуатации БМРТ типа «Иван Бочков» также выявились конструктивные недостатки рыбцехов. А почему мы уверены, что построенные по инвестквотам корабли будут суперовами? Пока непонятно, как станут работать новые корабли, какую продукцию будут выпускать. Филе? Или будут продолжать производить мороженую рыбу?

Мы считаем, надо дождаться, когда флот будет построен, когда он выйдет на промысел, посмотреть, как он работает, какую он производит продукцию, с какой промысловой эффективностью, производственной эффективностью. Поэтому наше предложение по второму этапу — внести изменения в законопроект, начать с 1 января 2026 года второй этап инвестквот по минтаю и сельди.

Крабовые аукционы. В этом году юбилей Михаила Булгакова. В одном из его романов есть фраза про «осетрину второй свежести». У нас получается, «инвесторы первой свежести» — это те, которым предлагают «донасыпать» ресурсы. А есть инвесторы второй свежести — это инвесторы крабовых аукционов 2019 года: им не только не помогают, у них и вторую половину хотят забрать. На чем это основано? Отчасти это основано на краткосрочной конъюнктуре рынка. Высокая цена на краба сейчас? Классический финансовый пузырь в сфере международной торговли рыбопродукции. 18 лет назад такая же была история с икрой минтая. Цена на неё взлетела выше 12 долларов за килограмм. И что? Делать ставку на краткосрочной конъюнктурной основе неправильно. Неправильно и с точки зрения возможного состояния водных биоресурсов. Предлагают еще 35 краболовов построить вдобавок к тем, что уже работают и уже строятся. Проходили такую историю. В 60-е годы каждое десятое построенное в Советском Союзе крупнотоннажное судно предназначалось для промысла китов. И что? В конце 70-х всю эту армаду судов вывели с промысла. Мы уверены в том, что запасы крабов останутся на нынешнем уровне и не снизятся в течение пятнадцати лет? Нет, не уверены. Зачем же тогда строить технократическую антиутопию? Поэтому считаем, что по крабовым аукционам вообще надо ставить отлагательную норму — с 1 января 2033 года.

И что касается моллюсков, то с даже формальной точки зрения — мы указали на это в своем отзыве на сайте regulation.gov.ru — в поручениях заместителей Председателя Правительства, во исполнение которых подготовлен законопроект, нет таких поручений. Мы считаем, что нет оснований ни нормативно-правовых, ни экономических для проведения аукционов на эти объекты. Вот в целом позиция такая: поддержка пропорции, поддержка полная берега, идеология берега. Поддержка по инвестквотам по судам, но с предложением январь 2026 года. И несогласие по крабовым аукционам и по аукционам по моллюскам.

12:20
2583
Николай Болдецов
10:11

У всех отобрать, а Тарусову дать… Он уже построил три сейнера, которые могут только из ставных неводов рыбу перевозить… а теперь ещё и воздушный шар построит, что рыбу по воздуху перевозить… Надуем очередной мыльный пузырь!

Загрузка...