Ударные рейсы капитана Дьякова

Ударные рейсы капитана Дьякова

Сегодня гость нашей рубрики – начальник навигационного тренажера учебно-тренажерного центра ПАО «Океанрыбфлот» Юрий Дьяков

Юрий Сергеевич родился в 1947 году в Средней Азии, в городе Бухаре, в эвакуированной семье военного. Его отец, прошедший всю Великую Отечественную, в послевоенное время вел военную кафедру в военно-политическом училище им. Фрунзе, а когда вышел на пенсию, как участник войны имел право выбрать любое место жительства во всем Советском Союзе. «Выбрал он для своей семьи с тремя детьми побережье Черного моря, город Сочи, – рассказывает Юрий Дьяков. – Туда меня и перевезли в пятилетнем возрасте».

Родители видели Юрия в своей профессиональной жизни врачом и настоятельно рекомендовали отдать предпочтение медицине как одной из самых престижных по тому времени профессий. «В 1968 году после школы я даже подал документы в один из медицинских вузов Ленинграда. Но в моем школьном детстве старший брат, отучившийся на военного моряка, стал для меня, школьника Юрия, ярким, авторитетным и неизгладимым примером в выборе профессии (как в песне: «Девчонки ахали и в след глядели….»). Это обстоятельство, жизнь в приморском городе, страсть к неизведанной морской романтике перевесили в конце концов в моем окончательном выборе профессии. Я забрал документы из вуза и пошел в мореходку», – вспоминает Юрий Сергеевич.

Свою первую плавательную практику курсант Дьяков проходил на легендарном паруснике «Крузенштерн». Курсанты сами выводили судно из консервации: приводили в порядок двигатели, меняли оснастку парусов и такелаж, мыли, чистили, красили и многое другое. А потом пустились в свое первое морское приключение по Балтике. «Это была сумасшедшая романтика. Идешь под парусами, волна шумит, ветер свистит в парусах, днем занятия по морским наукам и работа с парусами, вахты, а вечерами разговоры о море и песни под гитару», – рассказывает Юрий Сергеевич.

Уже на второй, штурманской практике Юрий Дьяков впервые попал за границу. Их учебное судно зашло в порт Швеции Стокгольм. «Было интересно посмотреть, как живут иностранцы. Многие моменты их жизни нас очень удивили. Мы чувствовали себя первооткрывателями. Это путешествие запомнилось на всю жизнь», – говорит мой собеседник.

На следующей практике, уже учебно-производственной, он попробовал на себе морские профессии на промысловом судне – от обработчика рыбы до рулевого.

В октябре 1968 года молодой специалист Дьяков по собственному выбору с несколькими однокурсниками прилетает на Камчатку. «Прибыли мы поздней ночью. Из аэропорта нас привезли на автобусе во флотскую гостиницу «Камчатрыбпромкадры», на улице Владивостокской. Выходим – темно, снег, ветер, фонари болтаются на ветру, сугробы – выше колена. Куда попал? Жуть берет. Одним словом, начальных впечатлений – море», – вспоминает Юрий Сергеевич.

Приезжих специалистов к себе принимали Камчатрыбфлот, УТРФ и Управление океанического рыболовства – УОР. Юрий Дьяков выбрал УОР. «Сюда как раз пришли новые большие корабли, а по тем временам было очень привлекательно, интересно и престижно работать на большом судне», – рассказывает мой собеседник.

В свой первый рабочий рейс Юрий Сергеевич отправился в качестве матроса-рулевого чтобы набрать плавценз для рабочего диплома. Впервые он серьезно столкнулся с работой на мостике, работой судоводителя-промысловика, с профессиональной жизнью в экипаже судна.

«По тем временам взаимоотношения в экипаже были несколько другими. Считалось, что капитан – это такая недоступная величина! Мы, рулевые, смотрели на него снизу вверх и даже старались лишний раз не попадаться на глаза. Да и весь экипаж относился к капитану очень уважительно, потому что все знали: это человек большого знания, опыта и ответственности. Ну а после первого рейса началась моя трудовая и профессиональная школа морского судоводителя и промысловика (которая, думаю, продолжается и по сей день). Руководителями этой школы были именитые капитаны нашего полуострова Георгий Афанасьевич Московский, Иван Дмитриевич Стоногин, Анатолий Иванович Беляев, Григорий Николаевич Холоден – люди, с которыми мне посчастливилось работать и набираться опыта», – говорит Дьяков.

В 1978 году Юрий Дьяков сам вступает в эту почетную должность. Как правило, молодых капитанов в первый рейс выводит и курирует опытный наставник-капитан и дает свое заключение о том, готов ли человек работать дальше самостоятельно. «Раньше профессиональный, физический и культурный рост наших моряков был под постоянным контролем не только руководства управления, но и его комсомольской и партийной организации. Большую помощь в работе с экипажем мне как капитану оказывали первые помощники капитана Н.Г. Слипец, С.Г. Андрюшков, А.Д. Васильчук. Это была четкая система, которая хорошо работала. Поэтому и вырастали в БОРе специалисты высокого качества, а «Океанрыбфлот» являлся кузницей морских высокопрофессиональных кадров. Эта устоявшаяся тогда традиция по подготовке и воспитанию профессионалов остается и работает в «Океанрыбфлоте» и по настоящий день», – рассказывает он.

Особенный период трудовой деятельности нашего героя связан с промысловым судном «Кушка». Здесь Юрию Сергеевичу выпала честь вместе с экипажем закрывать с перевыполнением не только квартальный и годовой планы, но и пятилетку. «Завершили ударный рейс, и посыпались на мой комсомольско-молодежный экипаж поздравления и денежные премии, начиная с министра рыбной промышленности Каменцева и кончая родной организацией», – вспоминает наш герой.

Потом были разные суда и разные рейсы. Около пяти лет Юрий Дьяков работал с перевыполнением заданий на рыбомучном траулере «Лучегорск», который специализировался на выпуске спинки минтая и рыбной муки.

В 1990-х годах «Океанрыбфлот» начал активно направлять суда за границу на промысел и в порты – на выгрузку продукции и ремонт. «Я прошел весь Дальневосточный регион, был в портах Новой Зеландии, Японии, Китая, Кореи, Вьетнама, Индии, в Сингапуре», – рассказывает мой собеседник.

Но возможность побывать за границей – не главное, считает он. Рыбацкий азарт, успешная работа приносят настоящее удовольствие, удовлетворение конечным результатом, осознание финансовой обеспеченности своих семей и близких – вот то, ради чего люди идут в море. «Надо найти эту рыбу, уметь общаться с другими судами, извлекать и анализировать любую промысловую информацию, чтобы узнать, где она, эта рыба, правильно – безопасно и без нарушений промысла – ее добыть, а потом еще выпустить качественную и востребованную покупателем продукцию. В этом и заключается вся сложность рыбацкой работы», – говорит герой нашей рубрики.

В 2003 году Юрий Сергеевич перевелся в учебно-тренажерный центр «Океанрыбфлота» с периодическими выходами в море. С того времени он руководит переподготовкой моряков своей и других морских организаций, передавая свой опыт и знания судоводителям всех уровней и рангов. (Об этом учебно-тренажерном центре мы подробно рассказывали вам в № 17–18 от 11 мая 2016 года).

В 2006 году Юрий Дьяков участвовал в ремонте промыслового БАТМа и в его последующем торжественном переименовании в знаменитый «Георгий Московский». На этом судне он и осуществил свой завершающий промысловый, с далеко не последними результатами, рейс.

«Почти всю жизнь я проработал в море и в одной компании. Теперь работаю на берегу, радуюсь успехам своих сыновей-судомехаников, работающих на рыбацких судах, обучаю своих коллег-судоводителей. В заключение – хотелось бы верить, что рыба в наших морях еще сохранится, наша профессия будет еще долго существовать, а родной «Океанрыбфлот» навсегда останется в списке рыбацких лидеров России. Ну а коллегам-морякам, рыбакам желаю здоровья, благополучия, морской и рыбацкой удачи!» – говорит Юрий Дьяков.

Яна ГАПОНЮК

19:00
1208
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...