Китайский реванш за Pacific Andes?

Китайский реванш за Pacific Andes?

По данным аналитиков, КНР добивается от России права самостоятельно добывать минтай в её исключительной экономзоне.

Переработка рыбы – одна из отраслей экономики Китая, которая в своё время показала стремительный рост. В её основе – ручной труд, который был не только дешёвым, но ещё позволял получать более высокие коэффициенты по выходу продукции в сравнении с машинной переработкой. По этой причине рыбакам России, США, Норвегии и других стран стало выгодно поставлять в КНР рыбу на переработку.

Сейчас конкурентоспособность китайской переработки идёт на спад, так как стала расти средняя зарплата. Пропорционально растёт доля ручного труда в себестоимости переработки. Видимо, это заставляет КНР менять стратегию. Самое очевидное решение – снизить свою зависимость от поставок сырца и получить прямой доступ к ресурсам. Возможно, здесь кроется объяснение, почему Китай больше не хочет принимать рыбу из России на прежних условиях.

Напомним, что с конца 2020 года порты Китая ограничивают выгрузку российского улова, объясняя это карантинными мерами. По утверждению властей КНР, на российской тароупаковке якобы регулярно находят следы COVID-19. Китайская сторона отказывается предоставлять нам результаты тестирования продукции и тароупаковки. «Заражённые» образцы сразу уничтожаются, поэтому российская сторона не может провести независимое тестирование.

Поскольку КНР стал одним из мировых центров приёмки и переработки улова, российский флот из-за действий китайских властей оказался в трудном положении. В первую очередь пострадали российские добытчики минтая. Им пришлось снизить показатели минтаевой путины в Охотском море. В январе-начале апреля здесь было добыто 777 тысяч тонн минтая, что на 15% меньше прошлогоднего результата.

Судя по всему, это было только началом китайской многоходовочки. В июле 2021 года британский центр аналитики Planet Tracker опубликовал доклад о рынке минтая. В нём сделан вывод о том, что КНР добивается от России права самостоятельно добывать минтай в её исключительной экономзоне.

«Считаем абсолютно неприемлемыми любые попытки иностранных государств или иностранных деловых кругов получить доступ к природным ресурсам России, используя незаконные схемы или оказывая давление на Россию», – заявил председатель Общественного совета при Росрыболовстве, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев. По его словам, единственная возможность для КНР получить доступ к промыслу минтая в российских водах – предоставление незначительных лимитов в рамках межправительственных договорённостей на платной основе.

Напомним, что в 2012 году китайский рыбопромышленный холдинг Pacific Andes в своём инвестиционном меморандуме заявил, что контролирует 60% вылова российского минтая. Такие откровения были восприняты в России болезненно. Рыболовецкие компании, заподозренные в том, что находятся под контролем Pacific Andes, вынужденно сменили владельцев. Шесть из них были куплены Русской рыбопромышленной компанией. Не стремится ли китайский бизнес к реваншу?

Сейчас КНР обладает самым мощным океаническим рыболовным флотом, который насчитывает как минимум 2 900 судов. С 2003 года он вырос на тысячу единиц. Китайские рыбаки ведут лов в различных точках Мирового океана. Согласно отчёту Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, на долю КНР приходится около 15% мирового улова водных биоресурсов. Эта страна продолжает расширять своё влияние.

Наглядный пример – кальмары. Когда-то Китай импортировал этот ресурс из Латинской Америки. Теперь он добывает его там сам, став основным добытчиком, продавцом и потребителем океанических кальмаров.

Единственный путь нашей рыбной отрасли защитить свои ресурсы и позиции от экспансии других стран – более активно и продуманно развивать собственную переработку. Итоги минтаевой путины 2021 года показали, что российские рыбаки стали снижать производство мороженого неразделанного и б/г минтая (а именно эта продукция была востребована в Китае), смещая акценты на более глубокую переработку улова. Так, на 17% вырос выпуск филе и на 21% — фарша минтая морской заморозки. Кроме того, менее чем за четыре месяца пять береговых заводов на Дальнем Востоке произвели более 7 тысяч тонн филе минтая.

Очевидно, что защищать интересы своей рыболовной отрасли должно и российское государство. Ведь китайский бизнес в своих действиях вовсю пользуется государственной поддержкой. 

11:25
1367
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...