Время минтая

Время минтая

Новый год по традиции начался с одного из важнейших для рыбной отрасли событий – Охотоморской минтаевой экспедиции. Дальневосточных рыбаков ждут 110 дней тяжелой морской работы. Увы, пандемия рушит привычный ход путины. 

С какими сложностями столкнулся промысел минтая, какие проблемы грозят ему в будущем? Об этом – в интервью с президентом Ассоциации добытчиков минтая Алексеем Буглаком

– Алексей Витальевич, как началась минтаевая путина? Какие планы на сезон А (январь – апрель) и сезон Б (октябрь – декабрь)?

– Путина стартовала по стандартной схеме. Основные усилия флота сейчас сосредоточены в Камчатско-Курильской подзоне, где традиционно для этого времени условия для промысла наиболее благоприятны. Также флот активно работает в Северо-Охотоморской подзоне на промысле сельди. Восточно-Сахалинская подзона закрыта для рыбаков из-за ледовой обстановки.

На этот год ОДУ минтая в северо-восточной части Охотского моря составляет 1 млн 60 тысяч тонн, еще 126 тысяч тонн разрешено выловить в Восточно-Сахалинской подзоне. Традиционно около 85% ОДУ рыбаки осваивают именно в сезон А, оставляя остаток квоты на сезон Б. Поэтому к апрелю вылов может составить 900–920 тысяч тонн минтая. Отмечу, что в прошлом году к апрелю вылов минтая достиг 914 тысяч тонн. Однако введенные в портах Китая ограничения на выгрузку рыбопродукции могут негативно отразиться на результатах промысла.

– По просьбе рыбацкого сообщества в конце прошлого года были начаты переговоры с китайской стороной по этому вопросу. Просматриваются ли перспективы его решения?

– Ведутся переговоры на межправительственном уровне, в которых задействованы различные ведомства. Но на данный момент порты Китая все еще закрыты.

Российская рыба доставляется в Китай преимущественно транспортно-рефрижераторными судами. И, к сожалению, именно такой способ доставки, по мнению китайской стороны, представляет наибольший риск завоза коронавируса. По последней информации, на рейде в порту Далянь в ожидании разрешения на выгрузку стоит 11 транспортных рефрижераторных судов, на борту которых суммарно находится 37 тысяч тонн рыбной продукции.

На прошлой неделе китайские СМИ сообщили, что руководство страны рекомендовало отправить на каникулы работников всех заводов до 11 февраля. А 12 февраля – китайский Новый год и следующие за ним выходные дни. Поэтому мы ожидаем, что береговые мощности КНР начнут работать после 15 февраля.

При этом Всемирная организация здравоохранения скептически относится к утверждению о том, что коронавирус способен выживать на тароупаковке, на продуктах питания. Особенно когда мы говорим о рыбной продукции, которая хранится при температуре ниже минус 20 градусов.

Китайская сторона отказывается предоставлять российской стороне результаты тестирования продукции и тароупаковки, в которых якобы были найдены следы коронавирусной инфекции. Образцы сразу уничтожаются, провести независимое тестирование не представляется возможным.

– Руководство отрасли советует российским рыбакам в этой ситуации выгружать больше рыбы на отечественный берег для переработки. Это решит проблему?

– На Камчатке, в Приморье, в других регионах Дальнего Востока построены мощности, способные перерабатывать значительные объемы водных биоресурсов. Но даже их недостаточно, чтобы переработать всего минтая. Как я уже сказал, в сезон А планируется добыть порядка 900 тысяч тонн минтая, из них 450–500 тысяч тонн минтая без головы нужно будет сдать на берег для переработки.

– Примерно 10 лет назад в России стали лишать минтаевых квот предприятия, заподозренные в связях с китайским холдингом «Пасифик Андес». Инициаторы этой кампании обещали, что данные квоты больше не будут работать на Китай. Однако львиная доля российского минтая по-прежнему уходит в КНР. Почему?

– Сегодня Китай – один из основных «потребителей» водных биоресурсов как с точки зрения внутреннего потребления, так и дальнейшей переработки и реэкспорта. Так сложилась ситуация на мировом рынке. Китай – вообще крупнейший импортер водных биоресурсов как для переработки, так и для потребления.

Мы рассчитываем, что ситуация изменится. Сегодня для промысла на ДВ-бассейне строится 18 судов по программе инвестквот и вне ее. По нашим оценкам, новый флот будет способен выпускать более 270 тыс. тонн филе и фарша минтая, то есть более 800 тыс. тонн сырца будет перерабатываться в море в продукцию глубокой переработки.

– Когда Китай превратился в доминирующего потребителя российской рыбы?

– Если говорить о минтае, то Китай в большей степени переработчик, нежели потребитель. По некоторым оценкам, сам он потребляет порядка 200 тысяч тонн минтая ежегодно. Хотя, на мой взгляд, эта цифра завышена.

Развитие береговой переработки в Китае достигло своего пика в конце 2000-х. В КНР для последующего реэкспорта перерабатывается не только российская, но рыба из США, Норвегии и других стран.

– Благодаря чему китайский берег добился такого успеха? Помогли меры государственной поддержки?

– Конечно, государственная политика, льготные экономические режимы и налогообложение сыграли свою роль. Но главный секрет – дешевая рабочая сила. Основа китайской переработки – ручной труд. Он был не только дешевым, но еще позволял получать более высокие коэффициенты по выходу продукции в сравнении с машинной переработкой.

Сейчас конкурентоспособность китайской переработки пошла на спад, так как стала расти средняя зарплата. В середине 2010-х прирост расходов на труд в Китае составлял более 20% ежегодно. Пропорционально растет доля ручного труда в себестоимости переработки. При определенной конъюнктуре на рынках потребления переработка вообще убыточна, как, например, это было в 2016–2017 годах из-за резкого снижения цен на филе второй заморозки в Европе. Я думаю, что ландшафт мировой рыбной переработки будет меняться.

– А каковы перспективы переработки минтая в России?

– Наше ключевое конкурентное преимущество на мировом рынке – доступ к сырцу. Это преимущество можно максимизировать именно в судовой переработке. Считаю, что именно развитие глубокой переработки на флоте, работающем в море, требует приоритетного внимания. Береговая переработка тоже важна. Но, на мой взгляд, она должна ориентироваться на внутренний рынок, производить потребительскую продукцию для отечественного потребителя и на экспорт, продукцию, которую в силу технологических ограничений нельзя производить в море. Эти два сектора должны дополнять друг друга, а не конкурировать.

– Как коронавирус изменил рынок минтая? Какие виды продукции из этой рыбы сегодня в цене, какие, наоборот, – теряют спрос?

– Из-за ограничений, вызванных пандемией, резко снизилось потребление всей рыбы в секторе «фуд-сервис»: общественное питание, институциональное потребление (школы, больницы и так далее). Например, в США фуд-сервис сократился на 70%, в Европе – на 40%. Основная минтаевая продукция, востребованная этим сектором, – филе второй заморозки, которое производится в Китае из российского мороженого минтая. Это привело к падению цены на замороженного минтая в КНР примерно на 30%. Поскольку для российских добытчиков это основной вид продукции, такая ценовая ситуация отрицательно сказалась на их финансовых показателях в 2020 году. По нашим оценкам, сектор недополучил порядка 150–170 млн долларов из-за неблагоприятной ситуации на рынках вследствие пандемии коронавируса.

В то же время филе минтая первой заморозки, которое производится на наших судах, сохранило и спрос, и стоимость. Эта продукция идет в розничную продажу, а розница показала рост. Люди меньше ходили в рестораны, меньше ели вне дома, больше покупали для дома и готовили сами. Стала расти популярность в том числе замороженной рыбной продукции длительного хранения. Например, в США и Европе розничные продажи полуфабрикатов выросли примерно на 30%.

По итогам 2020 года дальневосточный флот увеличил выпуск филе и фарша минтая первой заморозки на 10% по сравнению с 2019 годом. Общий объем производства филе и фарша составил 81 тыс. тонн.

Крайне важно дальнейшее наращивание судового выпуска филе минтая. В этом году, по прогнозам науки, размерный состав минтая будет благоприятным для этого. Кроме того, это особенно важная задача с учетом неопределенной ситуации с выгрузками мороженого минтая в портах Китая.

– Российский рынок тоже меняет свои предпочтения из-за пандемии. Каким спросом сейчас пользуется минтай в нашей стране?

– В 2020 году поставки российского минтая на внутренний рынок значительно выросли. Суммарный показатель за год пока не подсчитан. Но могу сказать, что за первое полугодие в Россию был поставлен объем, аналогичный годовому потреблению. При этом снижалась оптовая цена. В начале года она составляла 105–110 рублей, в третьем квартале упала до 70–75 рублей, в конце четвертого квартала цена держалась на отметке 72–75 рублей за килограмм минтая б/г, 25+. То есть, по году цена снизилась более чем на 35%. К сожалению, это не отразилось на розничных ценах. Ритейл снижал свои цены на минтая в лучшем случае в рамках временных акций.

Мы ведем мониторинг розничных цен на ряд позиций по минтаю в центральных регионах. Так вот, потребительские цены по тем позициям, которые мы отслеживаем, выросли в среднем на 13% за год. Рост розничных цен на филе минтая от 3 до 25%, на полуфабрикаты – от 10 до 31%. Высокие цены в рознице в комплексе с низкой покупательской способностью населения являются барьером для увеличения потребления рыбной продукции в стране.

– Добытчики минтая получают помощь от государства в период пандемии?

– В прошлом году министерство экономического развития утвердило список системообразующих предприятий, которые могут рассчитывать на получение такой помощи. Насколько мне известно, меры государственной поддержки пока обсуждаются.

– В сентябре 2020 года АДМ исключила из своих рядов шесть предприятий Русской рыбопромышленной компании из-за идейных разногласий с этой группой по поводу будущего отрасли. Однако арбитражный суд признал недействительным данное решение. Теперь упомянутые компании – снова члены Ассоциации добытчиков минтая и могут влиять на ее политику?

– Мотивированное решение суда опубликовано 28 декабря 2020 года и вступит в законную силу через 30 дней после публикации, если не будет подана апелляция. АДМ планирует подать апелляционную жалобу на это решение.

Вопросы задавал Кирилл МАРЕНИН

Справка

Доля минтая Охотского моря в общероссийском вылове составляет в среднем 23 процента, что делает этот запас стратегическим ресурсом России, основой экономики многих предприятий. Для освоения этого ресурса создается одна из самых крупных морских промысловых экспедиций (в прошлом году она насчитывала 130 единиц добывающего флота). За 110 дней путины добывается более 60 процентов годового вылова минтая в Дальневосточном бассейне.

11:25
2887
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...