«Клешни» отжали. На очереди – «хвосты»

«Клешни» отжали. На очереди – «хвосты»

Сотни предприятий Дальнего Востока, добывающих лосось, замерли в ожидании. Сейчас решается их будущее. Вопрос стоит так: оставить им рыболовные участки, либо спустить этот ресурс с торгов?

В 2008 году государство впервые распределило места лова лососей на долгосрочный период в 20 лет. Договоры о предоставлении рыбопромысловых участков заключались с компаниями, которые были выбраны по итогам конкурсов, проведенных Федеральным агентством по рыболовству. Считалось, что это обеспечило лососевому бизнесу ясные правила игры и стабильность на ближайшие 20 лет.

Теперь мы знаем, что государство дает долгосрочные гарантии только формально. На деле правила могут снова измениться в любой момент. Это уже почувствовали на себе фирмы, которые ведут морской лов, когда у них забрали 20 процентов квот под «инвестиционные цели» в 2017 году и 50 процентов квот на краба для продажи с аукционов в 2019-м. Эти перемены вряд ли пройдут мимо высоколиквидного лососевого промысла.

Когда в прошлом году законодатель решил переименовать рыбопромысловые участки в рыболовные, это считалось формальностью. Но многие добытчики лососей насторожились и не зря. Последовавший затем проект изменений в федеральный закон о рыболовстве придал процессу черты «многоходовочки», цель которой – «переиграть» более 1 700 рыболовных участков и 400 тысяч тонн валютоемкого улова.

В чем суть предлагаемых изменений? Речь идет о замене конкурсов и традиционных аукционов в сфере рыболовства на электронные торги. На первый взгляд, эта новация не затронет участки промысла, которые уже закреплены по итогам конкурсов. Однако они были закреплены за предприятиями как «рыбопромысловые». В то же время юридически «рыбопромысловых участков» больше нет, а есть «рыболовные». Признать рыболовные участки вновь сформированными и выставить на торги прямо сейчас, хотя договоры на них еще не истекли – всего лишь дело техники.

«С подобной законодательной инициативой Минсельхоз России выходил в прошлом году. Название и текст были другими, а смысл тот же – внедрение аукционов в электронной форме по продаже права на заключение договора пользования рыболовным участком, – считает председатель Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Сергей Тимошенко. – На аукционе победу определяет наибольшая сумма денег, предложенных за рыболовный участок. Победитель, не имеющий производственных мощностей по добыче водных биоресурсов и обработке морепродуктов, немедленно превращается в рантье».

На сегодня законопроект получил положительное заключение об оценке регулирующего воздействия. Он прошел согласование в ФСБ, Минфине, ФАС, Минэкономразвития. Единственная организация федерального уровня, которая не согласилась с нынешним вариантом этого документа – Комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей по рыбному хозяйству и аквакультуре. Рассмотрев законопроект в августе этого года, она обратила внимание на то, что в нем упущена ясно выраженная правопреемственность от «рыбопромысловых» участков к «рыболовным».

Финал этой истории трудно предугадать. Для сотен компаний Дальнего Востока, которые зависят от промысла лосося, потеря рыболовных участков означает крах. Но крабовые аукционы уже показали, что «профит» одной бизнес-структуры, обладающей административным ресурсом, может перевесить интересы остального рыбацкого сообщества.

Кирилл МАРЕНИН.

18:15
850
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...