И вновь продолжается бой

И вновь продолжается бой

Нынешнее лето богато на «сюрпризы» для рыбной отрасли. К валу проблем, вызванных пандемией, добавились неудачи на красной путине. Но и это еще не все. Теперь на очереди – (которая по счету?) перетасовка квот. Значит, рыбакам надо снова готовиться к отражению удара.

Шоковая терапия для рыбной отрасли

30 июля 2020 года Минвостокразвития разослал в регионы письмо, которое вызвало в рыбацком сообществе состояние близкое к шоковому. Документ содержит список предложений «по ускорению экономического развития и повышению инвестиционной привлекательности Дальнего Востока и Арктики». В списке под номером 11 указан следующий пункт:

«Увеличить предоставляемую на инвестиционные цели долю общего допустимого улова крабов с 50 % до 100 %, а водных биологических ресурсов с 20 % до 50 %».

То есть, предлагается забрать у рыболовецких компаний, которые являются традиционными добытчиками водных биоресурсов, все квоты на вылов краба и еще солидную часть всех остальных квот. Данная инициатива может быть включена в проект «общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики».

Вспомним недавнюю историю. Три года назад государство уже изъяло у рыбацких предприятий 20 процентов ресурсов, пообещав вернуть их в виде «инвестиционных квот» тем, кто готов строить суда либо заводы (все, что было уже построено, не считалось). Камчатский край в результате этой кампании потеряет порядка 80 тысяч тонн водных биоресурсов и до 12 млрд рублей.

Далее – в 2019 году – у рыбаков забрали и выставили на аукционы 50 процентов квот на вылов краба. Покупатели вместе с квотой приобретали обязательство инвестировать в строительство новых краболовных судов. В итоге наш край потерял в вылове еще примерно 4,5 тысячи тонн ценного объекта промысла (лишь одна камчатская компания смогла принять участие в аукционах и купить право на вылов порядка тысячи тонн краба).

Да, отрасль нуждается в инвестициях. Но какой ценой? За последний десяток лет многие компании вложили в отрасль немало денег добровольно. Они продолжали строить суда и береговые мощности, когда их вдруг лишили большой части ресурса, на который они рассчитывали в своих инвестиционных программах. А рыбацкие регионы уж точно не выиграли от этого, ведь для них каждая потерянная тонна – это сокращение занятости населения, зарплат членов экипажей, налогов и т. д.

От различных официальных лиц следовали уверения, что на этом пересмотр (проще говоря, передел) квот закончился. Но, как мы теперь понимаем, все только начиналось. Если раньше данные инициативы исходили от Росрыболовства и ФАС, то теперь к ним присоединилось еще и Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, курируемое Министерством по развитию ДВ и Арктики. Именно оно и предложило изъять у рыбаков оставшиеся закрепленные за ними квоты на краба и еще 30 процентов квот на остальные водные биоресурсы в дополнение к уже вычтенным под «инвестиционные цели» 20 процентам (итого 50 %).

Причем нетрудно догадаться, кому предполагается передать самые лакомые куски от данных квот. Названия этих молодых, но быстро покрупневших компаний одними из первых засветились в списках приобретателей аукционных и инвестиционных квот в 2018 – 2019 годах. Но и этим компаниям не гарантировано стабильное будущее, если государство так легко обнуляет прежние договоренности.

Герман Зверев: «Перераспределение квот приведет к дефолту предприятий отрасли»

Если упомянутые инициативы будут воплощены в жизнь, это поставит рыбную отрасль в тяжелое финансовое положение, которое уже расшатано аналогичными решениями прошлых лет, считает президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев.

Компании, добывающие краба, которые в прошлом году пытались выкупить потерянный ресурс на аукционах, взяли для этого кредиты в расчете на оставшиеся у них квоты. «Если сейчас у них заберут вторую половину, обслуживать кредиты будет нечем», – говорит Герман Зверев.

Что касается инициативы направить дополнительные квоты на «инвестиционные цели», сначала стоит дождаться отдачи от тех проектов, на которые государство уже ранее направило 20 процентов квот под тем же предлогом.

«В рамках распределения 20 процентов квот будет построено 43 судна. Если объем «инвесквот» будет увеличен до 50 процентов, портфель заказов рыбаков увеличится до 80 судов к 2035 году. Построить такое количество судов наши верфи просто не смогут, так как не имеют достаточного количества производственных мощностей и трудовых ресурсов. Кроме того, имеются затруднения с поставками импортных комплектующих, вызванные экономическими санкциями и ограничениями по перемещению грузов и трудовых ресурсов через границу», – отмечает Герман Зверев.

По его словам, на данный момент по всем судам, которые строятся на российских верфях в рамках программы «инвестквот», отставание от графиков составляет от года до двух. Источником покрытия расходов по этим заказам являются действующие квоты предприятий. Если их урезать еще на 30 процентов, на какие деньги продолжать строительство?

«Кредитная нагрузка предприятий остается высокой и на сегодня достигла 250 млрд рублей. Очередное перераспределение квот приведет не к ускорению экономического развития и повышению инвестиционной привлекательности Дальнего Востока и Арктики, а к дефолту предприятий отрасли, а следовательно снижению налоговых поступлений в бюджет региона, остановке инвестиционных проектов, сокращению числа занятых в отрасли и ухудшению социального климата региона», – уверен Зверев.

Он напомнил, что все квоты достались рыбакам не бесплатно. С 2000-го по 2019 год рыбопромышленники уже заплатили государству за право работать около 700 млрд рублей.

Кирилл МАРЕНИН

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Справка

Чем хорош «исторический принцип»?

С 1990-х государство пробовало разные виды распределения квот на добычу водных биоресурсов. Каждый раз это становилось новым этапом в жизни отрасли. Самым тяжелым временем стали 2001-2002 годы, когда практиковалась продажа всех квот с аукционов. Чтобы покупать право на лов, российским рыбакам приходилось влезать в долги, часто попадая под контроль сомнительных (в том числе, зарубежных) структур. Многие виды продукции стали нерентабельны. Непомерные расходы на аукционах вынуждали ловить сверх квот, сокращать переработку и гнать за границу сплошной сырец.

По достоинству оценив результаты этого эксперимента, государство отказалось от аукционной системы в 2003-м. Заменой стал «исторический принцип». Состоит он в следующем. Если фирма профессионально и эффективно добывает ресурс, то всем будет хорошо, если позволить ей делать это и дальше. А какую долю (процент) от квот данной фирме выделить на следующий период, зависит от результатов ее промысла за предыдущие годы. Никакой политики, чистая арифметика. Как результат, в отрасли, наконец, появились стабильность, возможность планировать бизнес на долгосрочный период. Вылов и налоговая отдача стали расти (при этом в последующие годы государство продолжало проводить аукционы на квоты, но уже не тотально на все ресурсы, а «точечно»).

Увы, судя по всему, «исторический принцип» доживает последние годы. 

И вновь продолжается бой 0И вновь продолжается бой 1И вновь продолжается бой 2
14:55
873
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...