Морской Волков

Морской Волков

История ПАО «Океанрыбфлот», одного из самых успешных предприятий не только Камчатки, Дальнего Востока, но и России, – это тысячи историй о его людях – смелых, рисковых, высококлассных специалистах

Начальник внешнеэкономического отдела Александр Волков в интернете не засвечен, вряд ли вы найдете о нем больше пары скупых строчек.

– Появился на свет на Волге-матушке, вырос на Северном Кавказе в городе Апшеронске, служил в Германии, в 1973 году попал на Камчатку, – на этом герой сегодняшнего рассказа с удовольствием бы и закончил. Но нам ведь интересно! Пришлось продолжать…

Первым зарубежьем человека, объехавшего с рабочими визитами полмира, стала Германская Демократическая Республика. В составе группы советских войск Александр Волков стоял на защите западных рубежей СССР.

– Мое подразделение обеспечивало безопасность движения наших колонн по дорогам Германии, поэтому на автомобиле исколесил страну от севера до юга. Интересно было все – и люди, и места. И пиво вкусное! – смеется Александр Петрович. – В то время в общие войска набирали интернационал со всего Союза. Было важно, чтобы в подразделении присутствовали представители всех национальностей. Служили, дружили, с кем-то и сейчас общаемся. В субботу-воскресенье нас всегда поднимали по тревоге, загружали по полной проверками, забегами. Будни, напротив, были размеренными – зарядка, завтрак, полигон, стрельбы, дневные и ночные учения. Местные дети с удовольствием общались с нашими солдатами. Взрослые не всегда. Кто-то из них прошел войну, побывал в русском плену. Эти наблюдали за нами со стороны, не вмешивались. Некоторые охотно вступали в ряды коммунистической партии, верили в это чудо. А вообще, отношения с людьми были нормальные. По крайней мере, у меня. В магазин зашел что-нибудь купить – проблем нет. Только поставки удивляли – снабжение здесь было как в лучшие времена на Камчатке. Вот как помогал немцам Советский Союз.

Почему же все-таки Камчатка?

– Старший брат уже трудился в Океанрыбфлоте, предложил приехать после службы и мне. Я согласился. Он сделал вызов...

Впервые Александр Волков вышел в море в 1977 году в должности четвертого механика, после чего уверенно сказал самому себе: «Это в первый и последний раз». Так на новичка подействовала болтанка в Беринговом море. Состояние было ужасное, ровным счетом ничего не хотелось. И не видать бы Океанрыбфлоту прекрасного начальника внешнеэкономических связей с тридцатилетним стажем, если бы не простые слова бригадира: «Надо поработать. И да, не забывай иногда кушать». Следуя этим простым правилам, молодой организм за 5 месяцев адаптировался. Второй рейс прошел на ура. Еще год Волков отходил третьим механиком, пять – в должности второго. Незаметно за работой в море пролетело 20 с лишним лет. За плечами были Канада, Япония, Новая Зеландия, Перу, Сингапур и райский остров Фиджи, куда экипаж заходил на трое суток, чтобы отдохнуть от тяжелой работы. Особенно Александру Петровичу запомнились походы в Новую Зеландию через экватор: «Капитан останавливал судно, мы купались в кристально чистой морской воде, где порой даже появлялись акулы. В советские времена 3–4 парохода ходили и в Антарктиду – на криля. Но я туда не попал. Был молод, а сюда отправляли более заслуженных рыбаков. Такие рейсы привлекали возможностью по пути следования зайти в Сингапур, познакомиться с местными людьми, необычной страной и, конечно, здешними колониальными товарами, которые в те времена были в СССР в диковинку». В дальних рейсах Александр Волков, питавший слабость к иностранным языкам, не терял времени даром – учил английский. Отточить знания помогли 3-годичные заочные курсы в Москве.

И тут самое время вспомнить о человеке, который оставил в жизни Александра Петровича особый след. Отличный наставник, капитан дальнего плавания Виктор Иванович Бекетов избороздил Мировой океан. Именно он организовал и возглавил отдел внешнеэкономических связей Океанрыбфлота в годы перестройки. В 91 году Виктор Иванович, зная Александра Волкова по совместной работе в море, отмечая его интерес к иностранным языкам и умение свободно общаться на английском, пригласил в свой отдел. В январе 1992-го Бекетов стал представителем внешних связей компании за рубежом и находился отныне в странах, куда на ремонт приходили суда Океанрыбфлота. А отдел, отвечающий за работу с иностранными партнерами, перешел в руки Волкова. Новоиспеченный начальник тут же улетел в Новую Зеландию, где ловили путассу (рыбу семейства тресковых) 5–6 наших судов и сразу продавали на местный рынок.

Прежде реализацией продукции занимался отдел добычи Камчатрыбпрома. Но некогда мощное предприятие, как и страна, дало трещину, распалось на самостоятельные фирмы – с крупно-, средне- и малотоннажным флотом. Теперь Базе океанического рыболовства, ставшей акционерным обществом, пришлось самостоятельно зарабатывать деньги, сбывать продукцию, закупать ГСМ, осуществлять материально-техническое снабжение, платить заработную плату сотрудникам.

– В этом я как раз и участвовал. Таможенный орган тогда находился на морвокзале. Вся документация набиралась на печатных машинках, компьютеров не было, – вспоминает Александр Петрович. – Сначала рыбную муку продали по хорошей цене (деньги получили сразу), потом минтая. Так Океанрыбфлот в лице нашего отдела начал заключать контракты на реализацию продукции, которая шла на рынок Кореи, Вьетнама, Китая (на ура брали минтая без головы), в Америку, с которой в то время вплоть до введения санкций было налажено весьма теплое сотрудничество. США и Европа покупали филе, икру охотно скупала Япония.

«Среди зарубежных партнеров, с которыми АО имеет тесные деловые контакты, – читаем в книге Александра Смышляева «Рыбаки океана», – фирмы «Маруха корпорейшн», «Ниппорос корпорейшн», «Прогресс К0 ЛТД» (Япония), «Баадер», «Артинтерн» (Германия), «Харбин Саншайн», «Далянь Шипьярд», «Саншайн Трейдинг», «Андес» (Китай), «Пилстик» (Финляндия), «Марин Бизнес Интернейшнл» (США) и многие другие».

– Задачи сменяли друг друга. Помимо реализации продукции нужно было правильно делать закупки материально-технического снабжения, тщательно выбирать товары, необходимые для флота, место для ремонта наших судов. Скажем, когда-то экономически выгодно было ремонтироваться в Сингапуре: 15 дней перехода туда-обратно, грамотные специалисты, отличные судоверфи и снабжение. Лет через 10 здесь изменились расценки, да и переход теперь казался слишком долгим. Пошли в Китай, пару лет работали в Даляне. Затем ремонт освоила Корея – перешли в Пусан. Сейчас суда на промысле до конца апреля, но, когда придет время ремонта, снова отправятся в Далянь. Если, конечно, коронавирус не помешает.

В наследство от СССР у Океанрыбфлота осталось 70 с лишним пароходов.

– В годы перестройки от судов старше 25 лет потихонечку стали отказываться, – говорит Александр Волков. – Ремонтировать их было затратно. Что-то разобрали на запчасти, что-то ушло на металлолом. Чтобы не подгонять пароходы под класс, регистр, продавали на ходу во Вьетнам, Китай, Индию, пока не осталось 13 БАТМов. Было больно, жалко, но это помогло предприятию удержаться на плаву.

Вскоре Волков летит в Сиэтл договариваться о покупке парохода.

«В 1994 году было решено приобрести в одной из совместных российско-американских компаний краболовный процессор «Сивинд», который на долевом участии вылавливал крабовую квоту Океанрыбфлота, – пишет в книге «Рыбаки океана», изданной к 40-летию ОАО «Океанрыбфлот» (1968–2008) Александр Смышляев. – В августе 1994 года вылетели в Сиэтл смотреть и принимать судно капитан Михаил Владимирович Дигель, старший механик Александр Петрович Коровин; начальник радиостанции Сергей Юрьевич Сысоев, электромеханик Игорь Витальевич Бутин, рефмеханик Сергей Николаевич Сайпушев. К тому времени в Сиэтле уже находились генеральный директор ОАО «Океанрыбфлот» В.В. Топчий и начальник внешнеэкономического отдела А.П. Волков, которые работали по заключению контракта. По прошествии нескольких дней туда же был вызван капитан-директор А.Н. Галдус. Договор сначала заключался на бербоут-чартер с последующим выкупом, но в конце концов решили его просто купить и поставить на ремонт и частичное переоборудование.

В апреле 1996 года в Сиэтл отправился перегоночный экипаж Океанрыбфлота под командованием капитана-директора Анатолия Николаевича Галдуса. В состав экипажа вошли: старший механик Анатолий Владимирович Тихонов, старший помощник капитана Максим Моисеевич Таран, второй помощник капитана Геннадий Станиславович Мацкевич, рефмеханик Сергей Николаевич Сайпушев, электромеханик Владимир Иванович Илюхин, третий механик Андрей Владимирович Колупаев, боцман Николай Александрович Афанасьев и другие.

Краболов «Сивинд» работал поначалу с двумя капитанами на борту – российским и американским. Как рассказывал начальник внешнеэкономического отдела Александр Петрович Волков, у американского капитана было чутье на краба, иначе не скажешь, и большой опыт, которым он делился с российским экипажем, в первую очередь с капитан-директором А.Н. Галдусом.

«У него и чутье, и карты миграции краба были, – рассказывал А.П. Волков. – У них считалось, что улов в 10–12 тонн в сутки уже дает положительный экономический эффект, а ловили по 15–16 тонн. Причем на судне минимальное количество экипажа – 25 человек. Как оказалось, Галдус тоже обладал чутьем, да и смог карты взять у американского капитана. И у него неплохо получалось».

Дела шли в гору. Уже в 1996 году ОАО «Океанрыбфлот» было включено в состав 5 тысяч ведущих предприятий РФ, которым присвоен официальный статус «Лидер российской экономики».

– Мы с честью прошли это непростое время, – с гордостью отмечает Александр Петрович. – Океанрыбфлот сохранил почетное народное звание – кузница кадров. Пройдя здесь школу от рядового до капитана, кто-то создал свои крупные компании. В начале нулевых предприятие возглавило новое руководство, люди вложили огромные средства в модернизацию флота, переоборудование под современные стандарты, выпуск новой продукции, востребованной за рубежом. Сейчас увеличили площадь стоянки пароходов, хорошо поддерживается техническое состояние судов, открыли собственную ремонтную базу – есть свои спецы, не надо бегать искать. Делаем все, что можно сделать своими руками. А еще строим современные пароходы, чтобы молодежь работала с удовольствием. По плану в апреле 2021 года из Турции придет свеженькое, более мощное судно для работы на основных видах (кальмаре, селедке, минтае) в Беринговом, Охотском морях, на Курилах. Многое зависит от руководителя и от каждого из нас.

Новые веяния не миновали и отдел внешнеэкономических связей.

– Работа специалистов теперь в основном проходит за компьютером. Не надо ходить на таможенный пост – декларация нынче подается в электронном виде. Создаются центры электронного декларирования. Сейчас Россия планирует открыть 16 пунктов для декларирования ГСМ, рыбопродукции и всего того, что нужно на флоте. Создается необходимое программное обеспечение. Молодые люди с ним на ты, – рассказывает Александр Петрович. И хотя опытный начальник отдела приветствует новшества, кажется, что в нынешней оцифрованной текучке ему немного не хватает азарта лихого перестроечного времени. – Мы работаем над оформлением материально-технического снабжения, проводимого на территории РФ, занимаемся оформлением деклараций на экспорт. Декларанты растаможивают рыбопродукцию, которая вылавливается и продается за рубеж. Объемы вылова большие, поэтому без работы никто не сидит, все при деле. К тому же надо оформлять продукты питания, запасные части, необходимые в море, – все, что положено по законодательству.

По долгу службы Волков повидал множество стран – все не перечесть. Ремонт, международные выставки продукции, покупка судов и оборудования, продажа продукции и даже судебные дела. Скажем, в Норвегии приходилось отстаивать качество нашей рыбки и доброе имя Океанрыбфлота. К слову, всегда успешно. Наверное, поэтому отдыху за границей Александр Петрович предпочитает домашний, камчатский – с рыбалочкой, охотой на уток на озере Большом в п. Октябрьском. Вместе с женой Татьяной Васильевной (бухгалтером-экономистом) очень любит, когда дома гостят дети. Их пятеро. И, конечно, внучата. Их восемь (от 20 лет до 1 месяца). И пускай дети не пошли вслед за отцом «по морям, по волнам», но стали классными специалистами, окончив престижные учебные заведения не только в России, но и за рубежом. Главное – работать с душой на благо предприятия, уметь налаживать честные, порядочные отношения. За сорок с лишним лет в ПАО «Океанрыбфлот» Александр Волков это прекрасно доказал.

Дарья КОЖЕМЯКА

20:50
1495
А. Голенков
23:25

Привет Александру Петровичу !

Бодро написанная статья, но не все события отражены в соответствии с фактами и во времени.  Память конечно слабеет с годами, но из реальной истории нельзя произвольно создавать конфету удобную для печати.

Александр Голенков 

Загрузка...