Барьер! Ещё барьер!

Барьер! Ещё барьер!

Прибрежный лов все больше обрастает барьерами. Любая попытка убрать хотя бы один из них приводит к появлению новых. Любая инициатива, призванная облегчить доставку рыбы на берег, оборачивается очередной проблемой.

Предыстория

Несколько лет рыбацкое сообщество боролось за смягчение требований по учету вылова при доставке рыбы на берег. Вести точный учет в морских условиях тяжело. Правила рыболовства разрешили допускать погрешность, но мизерную. Разница между тем количеством улова, которое капитан отразил в промысловом журнале и судовых суточных донесениях, и тем объемом, который высчитывался после выгрузки, не должна была превышать пяти процентов. Иначе (то есть, почти всегда) капитану и судовладельцу грозило наказание.

Наиболее остро эта проблема коснулась судов наливного типа, которые закачивают пойманную рыбу в танки насосом без поднятия орудий лова на борт. Их экипажи просто не могут во время рейса определить ни точный объем добытых водных биоресурсов, ни их видовой состав.

Рыбаки, отраслевая наука и погранслужба вместе взялись за решение проблемы и пришли к единому мнению. Капитанам было разрешено вносить данные о вылове в промжурналы и ССД уже после выгрузки рыбы на берег и ее точного пересчета.

Казалось бы, работай и радуйся. Но попытка сделать лучше, как это обычно бывает, дала обратный результат: вместе со смягчением нагрянул ряд неожиданных ужесточений. Видимо, кто-то в высоких кабинетах решил, что рыбаки получили слишком много свободы и надо усилить контроль. Что же получается в итоге?

Можно, но нельзя…

Да, сегодня капитан имеет право заполнять отчетные документы после выгрузки улова в случае доставки рыбы на берег. Но при этом ему позволено в ходе отдельно взятого рейса вести промысел только по разрешению одного юрлица и только в одной промысловой зоне (подзоне). Таково ныне требование пункта 11.1 правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна.

Очевидно, что лов рыбы в нескольких районах в течение рейса более рентабелен, чем в одном. Проще сразу отработать в нескольких зонах и подзонах, чем совершать в каждую из них по отдельному рейсу, бегая каждый раз туда из порта и обратно. Тем более что топливо отнюдь не дешевеет.

Не менее очевидно, что «прибрежка» – это сфера компаний в основном малого и среднего бизнеса, которым проще работать сообща, объединяя свои разрешения на лов на одном судне.

Если ограничить эти вполне законные возможности, то судно при неблагоприятной погоде или плохой промысловой обстановке не сможет перейти в соседнюю подзону и продолжить работу там, а вынуждено будет вернуться к берегу с минимальным уловом или вообще без него. За что так наказывают флот?

Отраслевая наука объясняет это следующим образом. Если капитану позволено заполнять отчетные документы после рейса на берегу, то нет гарантии, что он объективно отразит улов по всем зонам, где вел промысел. Капитан может по ошибке или намеренно занизить цифры по одной зоне, по другой – завысить. Между тем достоверная информация о вылове по районам важна для оценки запасов и обоснования общего допустимого улова. Именно поэтому инициировано ограничение одного рейса одной зоной (подзоной).

Что касается запрета на использование разрешений нескольких юрлиц, погранслужба дает такое пояснение. Если судно работало по разрешениям ряда компаний, то непонятно, кого из них привлечь к ответственности, если в общем улове обнаружатся излишки. Поэтому погранслужба настаивает: один рейс – одно разрешение.

Эти опасения имеют свой резон. Но…

«Презумпция виновности»

Позиция науки основана на «презумпции виновности». Она убеждена, что кто-то из капитанов, которые везут улов на берег, обязательно обманет. Конечно, это возможно. Но разве справедливо, что из-за предполагаемого нарушителя должны отжиматься все? Кроме того, по той же логике можно поставить под сомнение объективность и тех судовых суточных донесений, которые заполняются в море. Тогда надо ограничить одной зоной абсолютно весь морской промысел?

За недостоверное ведение отчетности, будь то в море или на берегу, предусмотрена ответственность. Находить несоответствия в отчетных документах – работа контролирующих органов. Если они считают, что не справятся со своей задачей, почему это стало проблемой рыбаков, чей промысел ограничили?

Что касается позиции погранслужбы, это еще более глобальный и давний спор. Увы, многолетняя административная и судебная практика сложилась так, что вина капитана при обнаружении излишков на судне автоматически перекладывается еще и на компанию, даже если она никоим образом не причастна к нарушению. Это ведь тоже несправедливо?

Если бы пограничные власти придерживались иной точки зрения, то не возникло бы вопросов, из-за которых пришлось ограничивать промысел, связанный с доставкой рыбы на берег. Но тогда бы снизилось количество административных дел, а кому-то очень нужно, чтобы оно росло.

Перед выбором

1 января 2019 года прибрежное рыболовство как юридический термин и как обязанность ушло в прошлое. Отныне каждая компания вправе сама решать, доставлять ли уловы для переработки на территорию своих регионов.

Государство вроде бы заинтересовано в поставках рыбы на берег. Оно предлагает тем, кто везет улов на береговые мощности, умножить их квоты на коэффициент 1,2, убрать с пути административные барьеры.

Оценивать, насколько коэффициент оправдал надежды, еще рано. Мнения здесь разные. А вот с барьерами все предельно ясно. Они никуда не делись. Любая попытка убрать хотя бы один из них приводит к появлению новых. Так устроена система.

Ограничения, о которых сказано выше, делают доставку улова на береговые заводы все более затратной. По расчетам компаний, это увеличит себестоимость произведенной продукции примерно вдвое, что не лучшим образом отразится и на ценах, и на доходах рыбаков.

Упомянутый коэффициент вряд ли спасает ситуацию, если судно «заперто» в пределах одной подзоны в рамках разрешения одного юридического лица и не может эффективно освоить ресурс.

Сегодня многие компании, традиционно работавшие на родной берег, всерьез рассматривают возможность вести промысел подальше от него. Пусть там нет повышающего коэффициента, но нет и барьеров, которых становится все больше в прибрежном лове.

Сергей НИКОЛАЕВ

Комментарий

Гендиректор ООО «РПЗ «Сокра», председатель Союза прибрежных рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий Камчатского края Андрей Обедин:

«Пункт 11.1 правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственногобассейна не позволяет вести добычу водных биоресурсов полноценно. Он не учитывает того, как организован бизнес в сфере прибрежного рыболовства. Обычно этим промыслом занимаются юридические лица, входящие в группу компаний, объединенных процессом по добыче и переработке водных биоресурсов, дальнейшей реализации рыбопродукции. На борту судна может быть несколько разрешений на вылов от фирм одной группы, причем в этих разрешениях могут быть указаны разные виды водных биоресурсов. Ситуация, когда такое судно при доставке улова на берег может воспользоваться только одним разрешением из нескольких, законно выданных, абсурдна. А именно это следует из пункта 11.1.

Данный пункт – лишь одна из наших проблем. К сожалению, идет постоянное усложнение законодательства в сфере рыболовства (прибрежного, в том числе). Предприятию необходимо создавать целый юридический отдел, который будет заниматься не сопровождением хозяйственной деятельности, а отслеживанием изменений в нормативной базе. Причем эти изменения, как правило, не в лучшую сторону.

За последние годы в нашем крае закрылось немало рыбных предприятий, береговых заводов. А количество контролеров осталось прежним. Они демонстрируют свою «эффективность» на тех компаниях, которые пока продолжают работать. Малый бизнес в таких условиях фактически прекратил существование. Сейчас на прицеле – средний бизнес, который испытывает колоссальный административный пресс. Когда средний уйдет, все силы будут брошены на крупный бизнес. Скоро он почувствует, что кольцо вокруг него сжимается.

Для группы компаний, которой я руковожу, 2019-й станет годом выбора: продолжать ли работать на берег или перенести всю деятельность в морские районы промысла, где проверок и ограничений меньше. Скорее всего, мы выберем второе, так как берег превращается в «агрессивную среду», в которой бизнес не выживает. Вопрос в том, кто будет на берегу создавать рабочие места, строить предприятия, инфраструктуру».

От редакции

В новом варианте правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, который должен быть принят в этом году, ограничение по зонам и количеству разрешений осталось. Вновь предложено запретить добывать рыбу в течение одного выхода в море в двух и более рыбопромысловых зонах (подзонах) двумя и более владельцами квот при использовании судна, доставляющего улов на берег в живом, свежем или охлажденном виде.

Вот мнение по этому поводу президента ВАРПЭ Германа Зверева (цитируем его письмо от 24 января 2019-го в министерство сельского хозяйства):

«Фактически под видом ограничений рыболовства разработчик вводит запрет на возможность неоднократного фрахтования судна в течение одного рейса, а также возможность использования судна в течение одного рейса в разных районах промысла, что не относится к предмету регулирования Правил и противоречит положениям частей 1 и 2 статьи 209 ГК РФ, статьи 13 КТМ РФ и положений данного кодекса о фрахтовании.

При этом Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» не содержит положений, допускающих введение ограничений рыболовства, связанных с гражданско-правовыми условиями использования судна.

В связи с изложенным считаем, что рассматриваемые положения подлежат исключению, как не направленные на сохранение водных биоресурсов и вводящие положения, выходящие за предмет регулирования законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов в общем и Правил рыболовства, в частности».

Предложения по изменению проекта правил рыболовства пока обсуждаются. Пожелаем рыбацкому сообществу отстоять свои права и интересы, убрав из этого документа барьеры, мешающие нормально работать.

19:05
905
Семён Семёныч
14:04
А это чтоб рыбакам жизнь мёдом не казалась. А то, понимаишь, расслабились.
Загрузка...