Чемоданная икра

Чемоданная икра

Красная путина закончилась. Браконьеры откопали свои схроны, и потекли с Камчатки икорные реки, а говоря точнее, воздушные потоки

В октябре Камчатку посетил заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов, чтобы обсудить с местными рыбаками вопросы электронной сертификации. На встрече с представителями рыбацких компаний он озадачил их вопросом о «флуктуациях» икорных потоков. По его словам, наибольший вывоз икры из нашего региона отмечается почему-то в конце января – феврале. Последний пик – в конце мая, когда нужно освобождать склады для икры ближайшей путины.

«А в октябре почти ничего не вывозится, в ноябре – тоже. Но самое странное, что в декабре не вывозится, несмотря на предстоящие праздники. Почему так?» – недоумевал федеральный чиновник.

Откроем Николаю Анатольевичу маленькую тайну. На самом деле икра вывозится и в октябре, и в ноябре, и в декабре (то бишь, в те месяцы, когда спрос на нее наиболее высок), но только не та, которая попадает в официальную статистику Россельхознадзора, а ее браконьерский конкурент. Легальная же продукция ждет своего часа в конце очереди.

Мои слова про тайну – это, конечно, сарказм. На Камчатке почти все знают, как устроен трафик левой икры. Об этом рассказала и наша газета в мае 2018-го в статье «Летит икра через горы и моря». Но если кто не в курсе, дам краткий ликбез.

Итак, каждый из нас имеет законное право отправить по почте или провезти с собой в авиабагаже некоторое количество пищевой продукции. В том вроде нет худого. Но нашлись предприимчивые граждане, которые приспособили этот канал для отправки браконьерской продукции в промышленных масштабах.

Поставить заслон этому потоку на Камчатке реально пытается пока только одна общественная организация – Комиссия по противодействию коррупции. С начала осени ее волонтеры дежурят в аэропорту и возле грузового терминала. Помешать отправке икры они не вправе, но в их силах фиксировать такие факты и сообщать о них в правоохранительные органы.

На сегодня собрана целая база данных о том, кто и на каких автомобилях привозит в аэропорт икру. Занимаются этим «бизнесом» одни и те же лица каждый день без выходных. Скорее всего, они не являются владельцами груза, а выполняют функции посредников. Их работа – обеспечить браконьерам логистику, протоптать дорожку к рынкам сбыта. Выглядит это обычно так. «Икрокурьеры» заходят в аэропорт под видом провожающих и заносят с собой куботейнеры с «красным горохом», уже подготовленные к отправке (упакованные в коробки и замотанные изолентой). Они расставляют свое добро между стойками и начинают искать тех, кто согласится взять дополнительный багаж за вознаграждение. Могут договориться и заранее. Сейчас в газетах и соцсетях полно объявлений примерно такого содержания: подарю 5 тысяч рублей тому, кто возьмет мои вещи на такой-то рейс, дополнительное место оплачу. Основные направления – Москва, Новосибирск. Также в этом списке – Владивосток и Хабаровск (возможно, они служат только перевалочной базой).

По некоторым скромным оценкам, только в сентябре 2018-го из аэропорта Елизово на материк улетело порядка 50 тонн икры без документов о ее происхождении и качестве. А поскольку при загрузке самолетов приоритет отдается личному багажу, они улетают с грузовыми отсеками, забитыми до отказа нелегальной икрой, а легальная остается на складе, так как ей на борту не хватило места. Уже не говорю о том, что «икрокурьеры» создают в аэропорту лишнюю суету и толчею, доставляя неудобства пассажирам.

Как рассказали нам в Комиссии по противодействию коррупции, информация об «икротрафике» направлена в силовые структуры, в транспортную и природоохранную прокуратуры. Ответная реакция пока слабая. Зато «икорщики» реагируют без промедления. В адрес тех, кто пытается фотографировать и снимать на видео процесс отправки «красного гороха», постоянно звучат угрозы.

Вернусь к визиту заместителя главы Россельхознадзора. После встречи с нашим рыбацким сообществом он решил пообщаться с журналистами. Я задал Николаю Власову вопрос о том, как его федеральная служба намерена бороться с пересылкой левака, поможет ли в этом новая система электронной сертификации «Меркурий».

«У нас сверхлиберальное законодательство в отличие от многих стран. Можно до пяти килограммов пересылать всего чего угодно. Перевозить, ввозить и вывозить за пределы страны тоже разрешено. Это проблема законодательного порядка. Средствами только «Меркурия» решить ее нельзя в принципе. Надеюсь, скоро интегрируем нашу систему с информационной системой налоговой службы, после чего начнем контролировать и ввод продукции в оборот, и вывод. Это позволит нам пресекать реализацию продукции без документов, мы сможем увидеть, как она появится «из воздуха» в магазине», – ответил Николай Власов.

Пока же все идет по заведенному порядку. В ноябре – декабре браконьеры начнут откапывать свои главные схроны с «красным горохом» и усиленно гнать его на новогодние столы россиян. А легальная икра продолжит ждать, когда ее пустят на рынок.

Кирилл МАРЕНИН

P. S. С начала года трудовая инспекция края получила десятки жалоб от сотрудников камчатского филиала «Почты России» на низкий уровень зарплаты и нарушения трудовых прав. Помимо прочего, почтовики приводят и такие факты:

«В день в МСЦ поступают 2–3 тонны икры в куботейнерах, оформленных как ЕМS-отправления. Стандартный вес такого отправления 28–29 кг. Такое количество икры влечет повышенный износ оборудования (транспортеры для приема почты через люковое окно, почтовые автомобили с выгнутыми в обратную сторону рессорами, тележки в цеху, которые с трудом сдвигает грузчик из-за непомерного веса), постоянные протечки икорного сусла, вонь от испорченной икры (так как о соблюдении температурного режима и речи быть не может).

Из-за этих «кубиков» не улетает множество других почтовых отправлений, так как существуют лимиты отправки почты на авиамаршруты. И, самое главное, это сорванные спины водителей и операторов сортировочного цеха, которые вынуждены все это икорное великолепие перетаскивать на своем горбу в нарушение всех санитарных норм.

По правилам скоропортящиеся продукты запрещены к отправке почтой, но наше начальство говорит нам, чтобы мы молчали о нарушениях, так как именно от ЕМS-отправлений УФПС по Камчатскому краю получает наибольший доход, пусть и за счет сорванных спин своих работников, залитых суслом других почтовых отправлений и вони в машинах, цеху и самолете при отправке почты на материк».

Для справки:

По официальной информации УМВД по Камчатскому краю, с начала оперативно-профилактической операции «Путина-2018», которая стартовала 25 мая, из незаконного оборота изъято почти 254 тонны рыбы лососевых видов, более 77 тонн красной икры. Если вести счет с начала года, то за прошедшие месяцы изъято около 400 тонн рыбной продукции и 100 тонн икры.

Рискнем предположить, что в почтовых посылках и в личном багаже с Камчатки браконьерской продукции уходит в разы больше.

Чемоданная икра 0Чемоданная икра 1Чемоданная икра 2Чемоданная икра 3Чемоданная икра 4Чемоданная икра 5
05:10
5370
Даниил
20:19
От статьи так и веет заказухой. Бедненькие промысловики не могут реализовать свою икру. Ради интереса — попытайтесь у них купить 50 кг икры. Они и пальцем не пошевелят — мол деньги маленькие. Я сам пытался КУПИТЬ у РКЗ 55, КОЛХОЗ ЛЕНИНА. Везде один ответ — нам это не интересно. Причём даже если пытаться взять ассортимент продукции по мелкооптовой цене в мелкоптовом объёме — вообще можно не пытаться. Так что не надо как говорится лапшу нам на уши вешать.
А про ЕМС — это вообще бред какой-то — компания плачется что у неё работы много. А как надо? Чтобы работы не было а деньги платили? Так это надо в госдуму было устраиваться.
Почтальон Печкин
06:15
Даниил, не компания фгуп почта России плачется, а ее работники которые от вашего икорного сусла уже в обморок падают’
Андрей
06:42
Ага конечно промысловики сидят и думают как отправить свою икру с полным пакетом документов)а браконьерская все место заняла)че за гон, просто икра браконьерская в два раза лешевле, вот и все.прикроют лавочку большинство простого люда вообще икру больше не поедят…
Вася
06:42
Так надо к начальству почты предъявлять за емс посылки, а то прибыль идёт, а зарплата у почтавиков копейки, пусть платят нормально и сразу запах пропадёт и жалоб небудет!
Петя
07:18
Если повысить з/п почтовикам может и не будут жаловаться. А лохи-покупатели которым втюхивают эту вкусняшку и так жаловаться не будут, потому что отведал раз такого сусла и сразу на кладбище
Пассажир
08:27
В аэропорту и так теснота, а тут еще они со своей икрой. И к кассе чтобы оплатить допбагаж не протолкнешся, они там уже все оккупировали.
Валериан
11:42
А самое смешное что этиже заводы платят этим людям«курьерам» деньги чтобы они отправляли им икру. И то что те же заводы выкупать браконьерскую икру, никого не смущает.
Аноним
14:23
Спросите транспортную полицию какой у нее пр%цент в аэропорту
Правдоруб
19:53
Очередная заказуха, они постоянно в этом направлении чьи то заказы обслуживают. А на чём ещё жёлтой прессе зарабатывать. Надо же в аэропорту кого то с вёдрами увидели. Сходить на заводы к олигархам и возле далёких посёлков на свалках посмотреть и видео поснимать сколько там в ямах рыбы перепоротой на икру валяется КИШКА ТОНКА, с этих рук они кормятся. Вот там то маштабы, но туда нельзя, хотя в интернете видео от местных жителей предостаточно, почему-то этого эти журналисты никак не видят и не публикуют…
Ледоруб
10:33
«Надо же в аэропорту кого то с вёдрами увидели»… Да не кого-то, дяденька, а целую толпу с ведрами каждый день там наблюдаем. И сдается нам, что эта икра как раз с той рыбы, которая валяется по всему краю в ямах перепоротой.
Ничоси!
09:21
Россельхознадзор заявил нелегальном вывозе с Камчатки 56 тонн икры еженедельно

Москва. 1 ноября. INTERFAX.RU — Россельхознадзор вскрыл пути нелегального вывоза с Камчатки икры лососевых. Предназначенные якобы для личного пользования партии превышают 56 тонн и вывозятся самолетами в качестве багажа, сообщил журналистам руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт.
«У нас не урегулирован такой вопрос, как икра для личного потребления. Под видом „для личного потребления“ с Камчатки и Сахалина вывозится огромное количество незаконно добытой икры», — сказал он.
По его словам, эту проблему помогло выявить введение электронной ветсертификации. После того, как начала действовать эти система, Россельхознадзор получил от налоговиков список производителей икры, которые, как отметил Данкверт, «по документам не могли доказать, откуда у них икра». «Значит, незаконный вылов, значит незаконное перемещение и невыплаченные налоги. Потому и реализуют как для личного потребления», — отметил он.
По данным Россельхознадзора, икра лососевых вывозится в пластиковых ведрах по 25 кг под видом багажа. При этом сотрудники авиакомпаний нередко пользуются служебными преференциями для оформления служебных билетов для «челночных рейсов» на Камчатку для покупки и перевозки икры.
Так, за октябрь объем багажа пассажиров по направлениям в Москву, Новосибирск, Хабаровск, Владивосток по сравнению с октябрем прошлого года вырос на 49% и составил 753 тонны. Только за период с 22 по 28 октября объем лососевой икры, отправленной багажом в этих направлениях, составил от 50 до 65 тонн.
По оценке Россельхознадзора, объем нелегальной икры, отправляемой с Камчатки нелегальным способом, составляет в среднем 35% от икры, которая отправляется из региона коммерческими партиями, прошедшими все процедуры государственного ветеринарного надзора.
Maks
10:19
Вы на хер не простых людей упрекайте, которые отправляют икру, жить то хочется и жрать тоже, пусть эти волонтеры сраные, предъявляют самым главным браконьерами, один вон сидит в госдуме и все знаете о ком, фуры даже не проверяют, а на самом деле по докам одно, а везут совсем другое и это реальный факт, я лично разговаривал с водителем который с Усть-Камчатска вывозил с завода и как заводы перерабатывать не успевали, рыбу на свалку вывозили, вы на хер предъевляйте самому главному браконьеру, он сидит в госдуме!!!
Загрузка...