О мужестве отчаянных парней

О мужестве отчаянных парней

Охотоморская минтаевая экспедиция – 2018 началась, как обычно, с лютого шторма. К привычному экстриму добавилось неприятное обстоятельство: из-за долгого оформления в порту траулеру пришлось выйти позже и в разгар шторма мы оказались в открытом и бурном, совсем не тихом Тихом океане.

Сквозь ледяные завихрения вскипающих до небес океанских волн БМРТ «Мыс Олюторский» спешил к Четвертому Курильскому проливу. Как сказал позже наш штурман, это был 10-балльный шторм по 9-балльной шкале. Можно было, конечно, сократить путь и двигаться к Первому Курильскому проливу, а не терять много часов и топлива на столь дальний путь, но чтобы оформить все согласования и разрешения нужны десятки радиограмм, да еще ждать, какое будет принято решение… Если же капитан самовольно решит идти Первым Курильским во имя безопасности экипажа – придется платить огромный штраф и ему лично, и судовладельцу. Потому капитаны чаще всего предпочитают не ждать у моря погоды, а идти к разрешенному участку пути. Это безопаснее, чем дрейфовать в бушующем море в ожидании ответа с берега. Так мы и поступили.

БМРТ «Мыс Олюторский» вышел на промысел 9 января, последним из судов «Океанрыбфлота», сразу после ремонта и спешил в район промысла, чтобы присоединиться к остальному флоту. К этому времени остальные 13 траулеров уже неделю успешно ловили минтая.

Моряки – суеверный народ. Уходя на промысел, обязательно бросают монетку возле знаменитых Трех Братьев и очень настороженно ждут, каким будет первый трал. Считается, что именно от первого трала во многом зависит успех всей промысловой экспедиции, а значит и заработок рыбаков. Экипаж БМРТ «Мыс Олюторский» – не исключение, и, поставив первый трал, каждый втайне молится, как умеет.

10 января. Раннее утро. Начинается выборка первого трала. На мониторах видно, что волноваться не о чем, но все замолкают… Лебедки крутятся, вахтенные матросы замерли в минутной готовности… И вот уже куток показался над водой. На капитанском мостике облегченно вздыхают: навскидку в нем более 120 тонн рыбы. Вахтенная смена на судовом заводе приступает к первому рабочему дню. Чтобы рыбалка для траулера была успешной, нужно в сутки добыть около 250 тонн минтая. Это – оптимальный объем, который можно выловить и переработать, и пока все идет по плану.

Капитан-директор Игорь Старовойтов из числа тех работников «Океанрыбфлота», в чьей трудовой книжке указано только одно место работы. Без моря он жизни уже и не представляет: «Работа в море – это и приличный заработок, и романтика. Куда же без этого? Когда есть время – почему бы не полюбоваться красивым морским закатом? Для меня работа – это уже смысл жизни, а вот жена обижается, говорит, вижу, что ты на пароход рвешься. А теперь еще и сын наш тоже в море пошел. И знаете по моим собственным наблюдениям мальчишки сейчас вполне достойные. Я не буду по-стариковски ругать молодежь. Может, образование у них и слабее по сравнению с советским, но сами они намного лучше по-сравнению с 1990-ми, когда молодежь вообще не хотела работать и ни к чему не стремилась. У меня очень хорошие ребята, все молодые, целеустремленные. Да и вообще, экипаж отличный. Знают, чего хотят, и спокойно работают».

Как подтверждение слов капитана в капитанскую рубку заходит второй помощник капитана БМРТ «Мыс Олюторский» Армат Утепов – аккуратный, подтянутый, в штурманском кителе. Армат приехал из Астрахани, несколько лет назад был здесь на практике и, окончив морской колледж, вернулся на Камчатку. Вначале было трудно: и работа тяжелая, и климат не тот, и море холодное, но теперь привык. Говорит, эта работа накладывает отпечаток, учит ответственности. Когда отвечаешь за жизнь людей, невольно становишься серьезнее.

Безопасность в море – это особая тема. Морякам еще на берегу объясняют, насколько важно соблюдать технику безопасности, проводят множество инструктажей, но в экспедиции им на практике приходится постигать ОБЖ. После шторма в такие морозы самое опасное – обледенение судна. Все понимают, насколько это чревато последствиями, и, невзирая на усталость, даже после рабочей смены никто не отказывается выйти на палубу на дополнительные работы. Все понимают: халатность может стать фатальной.

Тяжело рыбакам в условиях Севера добывать рыбу. Январь – месяц жестокий. Штормы, ледовые заторы, риск обледенения – сражаться с природной стихией приходится постоянно. Палубная команда – самые закаленные моряки, они в любых условиях на открытом воздухе – постановка-выборка трала, швартовка-отшвартовка, ледяной ветер с солеными брызгами бьет в лицо, но они словно не замечают этого. По крайней мере, как ни в чем не бывало улыбаются и машут руками в объектив камеры, заметив, что их фотографируют.

Трюмы постепенно наполняются готовой рыбопродукцией, промысел идет успешно. И вот уже на горизонте транспортное судно «Канариан Рифер». Перегруз идет быстро: ожидается новый шторм. По возможности капитаны стараются уйти ближе к берегу во время непогоды, этого требует безопасность экипажа, и пока море не успокоится, рыбалка невозможна. Для уставших рыбаков это возможность немного отдохнуть и набраться сил. Потому втайне они даже радуются небольшому простою.

Как только устанавливается погода, вновь начинается промысел. И снова напряженный рыбацкий труд в режиме «восемь через восемь». Охотоморская минтаевая экспедиция сейчас в самом разгаре, но говорить о ее успехах пока рано: моряки этого не любят, боятся спугнуть удачу. Поэтому скажем проще – все идет по плану. Но штормы постепенно отступают, и морозы становятся слабее. Первые признаки весны в море всегда особенно заметны – по какому-то особому весеннему запаху моря, по оголтелому крику птиц и теплым лучам солнца. Конечно, впереди еще много неласковых дней, и шторм этот – не последний, но зима идет на убыль, и дни становятся длиннее. В конце марта БМРТ начнут возвращаться из экспедиции. Буквально – с корабля на бал, ведь 1 апреля ПАО «Океанрыбфлот» отмечает 50-летний юбилей, и возвращение судов будет триумфальным.

Валентина БОКОВИКОВА

Справка:

ПАО «Океанрыбфлот» – лидер экономики Камчатского края, флагман рыбной отрасли Дальнего Востока. 14 БМРТ, оснащенных современным оборудованием, круглый год бороздят просторы Мирового океана, добывая минтая, кальмара и сельдь. Более трех тысяч работников в море и на берегу обеспечивают стабильную работу предприятия. Каждый на своем участке, у каждого – свой фронт работ, но вместе они – дружная и надежная команда «Океанрыбфлота». Глядя на ровный ряд чистых и сияющих свежей краской БМРТ уже трудно представить, что когда-то предприятие балансировало на грани гибели и только ценой невероятных усилий и железной воли удалось его сохранить. Сегодня «Океанрыбфлот» – процветающая и перспективная компания, которой 1 апреля 2018 года исполнится50 лет.

21.02.2018 08:00
375

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Разблокировать
Передвиньте кнопку со стрелкой вправо
Загрузка...