Спасайся, кто может

Спасайся, кто может

Обеспечена ли должным образом безопасность мореплавания? Извлечены ли уроки из недавних морских трагедий? Хватает ли спасательного флота? Эти вопросы вызывают особую тревогу в преддверии сезона зимних штормов.

Вопросы безопасности мореплавания обсуждались на недавнем совещании у заместителя начальника управления флота, портов и мониторинга Росрыболовства Сергея Пухова. Как было сказано на этой встрече, в 2015 году на рыболовецком флоте зафиксировано 77 аварийных случаев. Самым серьезным ЧП стала гибель траулера «Дальний Восток», унесшая более 60 жизней.

Среди причин – несоблюдение капитанами руководящих и нормативных правовых документов, недостаточный контроль со стороны судовладельцев за подготовкой персонала судов. Ответственность лежит и на государственных службах. Государственные управление и надзор за безопасностью в море часто оказываются дезорганизованы.

Требует обновления морской спасательный флот. В советское время он насчитывал десятки судов, которые дежурили в каждом промысловом районе – от Чукотки до Курил. Сегодня весь спасательный флот, закрепленный за Дальневосточным рыбохозяйственным бассейном, насчитывает шесть буксиров-спасателей, водолазный бот и малое противопожарное судно. При этом только три судна из них могут выполнять свои функции в силу возраста и технического состояния.

На совещании заместитель председателя Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Евгений Кабанов обратил внимание коллег на нехватку квалифицированных кадров морских специальностей, особенно судоводительского профиля. В 2014 году Камчатский государственный технический университет выпустил всего 4 судоводителя, которые связали свою судьбу с морем. Нередки случаи подделки дипломов о высшем профессиональном образовании, что негативно сказывается на безопасной эксплуатации судов.

Кроме того, была затронута проблема, которую создают рыбакам пограничные органы. Пограничники проверяют суда по многу раз. Проверки длятся продолжительное время. В них вовлекаются практически все лица командного состава судна, на борту останавливаются технологические процессы, готовятся всякого рода справки, выписки из судовой и технологической документации, копии различных бумаг. Это отвлекает членов экипажей от их прямых обязанностей. Безопасность мореплавания отходит на второй план.

По итогам совещания принят ряд инициатив. Например, предлагается восстановить работу института главных капитанов промрайонов, организовать в экспедициях совет капитанов промрайона под руководством главного капитана промрайона. Необходимо проводить «переклички судов» при неблагоприятных погодных условиях, ежедневно выделять «дежурное судно», капитан которого будет обеспечивать постоянный контроль метео- и ледовой обстановки и подготовку соответствующих рекомендаций в промысловом районе.

Однако вряд ли это изменит ситуацию принципиально в ближайшие месяцы. Между тем приближается самая масштабная морская путина – Охотоморская минтаевая, когда количество рыболовецкого флота вырастет на промысле в разы. В то же время погодные условия значительно ухудшатся. Отрасль уже сейчас нуждается в решении вопросов, от которых зависит безопасность морских экипажей.

Сергей НИКОЛАЕВ

17.11.2015 04:00
403

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Разблокировать
Передвиньте кнопку со стрелкой вправо
Загрузка...