Заложники «Камчатки»

Заложники «Камчатки»

В Баренцевом море российские пограничники обнаружили исчезнувший с Камчатки краболов, принадлежащий Российской Федерации. Но вместо того чтобы привести судно в Мурманск и вернуть в собственность государства, ему снова дали исчезнуть. Какая судьба ждет «Камчатку» и ее экипаж дальше?

Вот что пишут мурманские СМИ. 21 октября в пограничное управление по Западному Арктическому району обратилась гражданка Калинина. Она сообщала, что ее муж, член экипажа краболова «Камчатка» Александр Калинин, незаконно удерживается на данном судне в море. Об этом Александр успел сказать ей по телефону, пока у него пытались вырвать из рук трубку.

Было установлено, что «Камчатка» вышла в рейс 25 сентября из норвежского порта Киркенес. Она вела промысел краба опилио в зоне регулирования НЕАФК (в анклаве за пределами 200-мильных зон России и Норвегии).

Пограничное управление и мурманский следственный отдел на транспорте решили совместно проверить «Камчатку». 23 октября пограничный сторожевой катер «Виктор Кингисепп» добрался до краболова. Капитан «Камчатки» не отвечал на радиозапросы и пытался увести судно в норвежские воды. Однако его удалось остановить до того, как оно пересекло границу. Проверяющие при поддержке пограничного спецназа высадились на его борт.

Как рассказали им рыбаки, на «Камчатке» сложилась конфликтная ситуация между рядовыми членами экипажа с одной стороны и капитаном с другой. По словам недовольных, они длительное время не получали зарплату. Во время рейса несколько членов экипажа требовали от капитана перевести их в статус пассажиров и разрешить покинуть борт. Такая возможность им представилась 17 октября, когда к «Камчатке» подошел транспорт для перегрузки улова. Но капитан не позволил им уйти с «Камчатки».

18 октября шесть членов экипажа объявили голодовку, затем трое из них прекратили голодать из-за плохого самочувствия и запугивания со стороны капитана.

Когда были выяснены эти обстоятельства, часть экипажа краболова смогла перейти на пограничный катер, который доставил их в Мурманск. Представители российских властей рекомендовали капитану «Камчатки» следовать в Киркенес для высадки остальных рыбаков. В Норвегии судно покинуло шесть членов экипажа (жители Архангельска, Мурманска, Новороссийска и Петропавловска-Камчатского), которые на автобусе прибыли в Мурманск.

Позже мурманские журналисты смогли пообщаться с моряками лично.

«Регистра нету на пароходе, все сломано, ремонты вообще не проходили», – рассказал матрос Александр Калинин.

Глава мурманского следственного отдела на транспорте Вячеслав Казин подтвердил, что «Камчатка» находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Срок действия регистровых документов истек. На судне был полностью затоплен один из балластных танков, один из дизель-генераторов неисправен.

Такая вот типичная для отечественного рыболовства история, но есть в ней один нетипичный нюанс: владельцем «Камчатки» является Российская Федерация.

Дело в том, что этот краболов был конфискован по решению камчатского суда в доход государства за браконьерский промысел еще в 2002 году и передан Росимуществом в аренду. Первым арендатором в 2004-м стала фирма «Морская звезда». После этого, в 2006-м, уже будучи государственным имуществом, краболов был повторно задержан с нелегальным уловом на борту. В 2008-м его передали следующему арендатору – ООО «Мидель».

Затем судно почти шесть лет болталось в Охотском море, занимаясь неизвестно чем (хотя чем занимаются краболовы, даже когда не имеют квот, мы прекрасно понимаем). Но в камчатском управлении Росимущества, которое отдало его в аренду, вопросов к ООО «Мидель» не возникало.

Наконец, в 2014-м прокуратура обратилась в суд с требованием признать недействительным договор аренды краболова и вернуть его Росимуществу. В мае того же года иск прокуратуры был удовлетворен. Решение вступило в силу, но исполнить его невозможно, так как «Камчатка» исчезла. Сообщив, что направляется в Мурманск, краболов ушел в сторону Панамского канала. В итоге он прибыл не в Мурманск, а в норвежский порт Киркенес.

К слову, за последние годы в Северный бассейн с Дальнего Востока «смотали удочки» многие любители ловить крабов в мутной воде. В Охотоморье им стало тесно. Теперь они «резвятся» в зоне НЕАФК, где промысел краба идет фактически без разрешений и правил.

2 февраля 2015 года на «Камчатке» погиб член экипажа. Он находился на палубе без страховочного жилета и страховочного троса, что является грубым нарушением правил охраны труда. По этому факту в России возбуждено уголовное дело. Следственные органы так и не могли осмотреть место происшествия, так как «Камчатка» не желает возвращаться в Россию.

И вот это государственное судно, как сказано выше, пыталось скрыться от российских пограничников в норвежских водах, а при задержании «порадовало» своих преследователей целым букетом всевозможных нарушений.

Неясно, почему «Камчатку» не задержали, не отвели в Мурманск, не вернули нашему государству, а отпустили в Киркенес. Может быть, техническое состояние краболова настолько запущено, что пограничники побоялись брать на себя ответственность: пусть лучше тонет по пути в Киркенес, чем по пути в Мурманск. Но «Камчатка» благополучно добралась до берегов Норвегии. Не исключаю, что судно снова отправится из Киркенеса на промысел, когда на него заманят других бедолаг из России.

К слову, 19 октября состоялось заседание президиума Госсовета по вопросам рыбной отрасли. Там было высказано много упреков в адрес бизнеса: мол, рыболовецкий флот России безнадежно устарел, не отвечает нормам безопасности, экипажи каждый день рискуют жизнью, выходя в море на «старых посудинах».

Оказывается, наше государство является одним из крупнейших владельцев «старых посудин» и аварийных судов, таких как «Камчатка». Вместо того чтобы отправить на гвозди, оно раздает конфискованные суда кому попало. Российские рыбаки идут в море на этих «калошах», а государство вроде бы не против.

Кирилл МАРЕНИН

P. S. За последние годы на Дальнем Востоке создана сеть компаний, которые занимаются наймом рыбаков для работы в Северной Атлантике на бывших камчатских краболовах, которые сегодня базируются в портах Литвы, Норвегии и других стран. Вместо обещанных «сказочных условий» наших земляков там ждут большие проблемы.

По сведениям владивостокских СМИ, на днях в дальневосточную региональную организацию Российского профсоюза моряков поступило обращение от приморцев, которых наняли работать на краболовах в Норвегии. Прибыв за границу, они обнаружили, что суда находятся в нерабочем состоянии, а прежние экипажи не получили причитавшихся денег.

Речь идет о бывших камчатских судах «Каралюс» (прежнее название – «Бристоль»), «Юрос Вилкас» (бывшие «Саяны»), «Жальгирис» (бывший «Капитан Басов»).

По словам председателя ДВРО РПСМ Николая Суханова, моряки в неведении, кто и когда должен им выдавать зарплату и ремонтировать суда. Кроме того, списанным без денег членам экипажа предложили добираться домой за свой счет.

Остается посоветовать дальневосточным морякам, получившим предложение работать в Европе, навести справки о своих нанимателях и судах, на которых предстоит работать. В интернете на эту тему найдется много интересной информации.

03.11.2015 04:00
562

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Разблокировать
Передвиньте кнопку со стрелкой вправо
Загрузка...