Каким курсом пойдем, товарищ Президент?

Каким курсом пойдем, товарищ Президент?

19 октября под руководством Владимира Путина состоялось заседание президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса. Эта встреча определила судьбу отрасли на долгую перспективу.

Новости о подготовке заседания с каждым днем интриговали все больше. Мероприятие ожидалось то в августе, то в сентябре, то в октябре, то в Южно-Сахалинске, то в Астрахани, то в Москве. Лишь буквально за неделю были официально объявлены дата и место его проведения. И вот, наконец, мы услышали, каким видит настоящее и будущее отрасли руководство страны.

«Ни нашу страну, ни ее граждан абсолютно не устраивает, когда ассортимент и цены рыбы на внутреннем рынке определяются зарубежными поставщиками и ритейлерами, – сказал Владимир Путин. – Рыбопромышленный сектор, безусловно, набрал солидный вес. Проблема в том, что эти достижения мало повлияли на укрепление продовольственной безопасности страны, развитие прибрежных территорий и смежных отраслей экономики».

«Нам нужны современная прибрежная инфраструктура, перерабатывающие предприятия, и эффективная логистика, и, конечно же, высокотехнологичный рыбопромысловый флот. Сегодня же мы значительно отстаем по всем этим позициям от наших конкурентов», — констатировал Президент.

Разговор коснулся многих тем. В частности, речь зашла о квотах господдержки (они же квоты «под киль») – вопроса, который волнует почти все рыболовецкие предприятия.

Потребуется время, чтобы осмыслить все заявления и инициативы, прозвучавшие на президиуме Госсовета. А пока публикуем выдержки из протокола заседания (полный текст – на сайте Президента kremlin.ru).

О материально-техническом состоянии отрасли

Владимир Путин: «Уровень прибрежного рыболовства снизился за последние пять лет на 10 процентов. Предприятия переработки, склады, оптово-распределительные центры, транспортная логистика развиваются крайне медленно. На экспорт в прошлом году было поставлено 87 процентов мороженой рыбы, а филе и готовой продукции – всего 7 процентов. Доля мороженой рыбы на внутреннем рынке составила 56,7 процента, а доля филе – чуть более двух процентов.

Все эти проблемы надо решать, и это забота не только государства, но и рыбаков, которые уже крепко стоят на ногах, накопили капитал и вполне способны инвестировать часть своих средств, полученных от освоения квот на вылов рыбы, в модернизацию прибрежной инфраструктуры и перерабатывающих мощностей, а также в строительство флота.

Его создание – безусловно, ключевой вопрос для развития рыбохозяйственного комплекса страны. Износ отечественных судов приближается к критическим 90 процентам, они не только экономически неэффективны, но и небезопасны для самих рыбаков.

Проблема обновления флота стояла также остро и восемь лет назад, когда законодательно был закреплен исторический принцип распределения квот. Было много разговоров, что этот подход станет стимулом для активного участия рыбопромышленников в строительстве траулеров. Но эти надежды не оправдались.

Вопрос, что будем делать дальше, на каких судах будем вылавливать рыбу через пять, десять лет, остро стоит. Будем продолжать фрахтовать иностранные суда или ждать инвесторов из-за рубежа? Проекты нового строительства есть, но очень часто они остаются на бумаге долгие-долгие годы.

Очевидно, что мы просто обязаны сами строить свои современные высокотехнологичные траулеры. Ряд крупных рыбопромышленных компаний уже выразили готовность подключиться к решению этой задачи. Российские верфи ждут заказов от рыбаков…»

О квотах господдержки

Губернатор Сахалинской области, председатель рабочей группы по подготовке заседания президиума Госсовета Олег Кожемяко: «Необходимость повышения безопасности мореплавания, роста производительности и эффективности побуждают нас рассматривать отрасль как источник инвестиций для создания отечественного рыбопромыслового судостроения, которое сегодня практически свернуто.

Для этих целей предлагаем выделить до 20 процентов квот добычи биоресурсов на инвестиционные цели, для закупки новых судов, построенных на отечественных верфях, и строительство объектов переработки рыбной продукции. Правительству Российской Федерации необходимо проработать детально механизм распределения квот государственной поддержки. Он должен быть публичным, прозрачным и понятным рыбацкому сообществу.

Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков: «Предлагается оставить базовый подход к распределению квот между пользователями на долгосрочной основе. При этом с учетом того, что водные биоресурсы являются собственностью Российской Федерации, просим поддержать возможность наделения дополнительными квотами пользователей, осуществляющих строительство высокотехнологичных, оборудованных современными фабриками судов на российских верфях или же строительство рыбоперерабатывающих заводов. Для этих целей можно было бы выделить до 20 процентов от общего объема квот. Данная мера может иметь существенный эффект; так, с учетом возможностей российских судоверфей в течение 5–10 лет может быть построено около 35 крупно- и среднетоннажных и около 50 малотоннажных судов».

О прибрежном рыболовстве

Илья Шестаков: «Не менее важной задачей является обеспечение поставок рыбы на российский берег, для этого необходимо совершенствовать механизм прибрежного рыболовства. Данный режим вводился с целью обеспечить доставку уловов на берег и развитие рыбопереработки в приморских субъектах. К сожалению, в настоящее время этот принцип практически не соблюдается, и прибрежное рыболовство фактически ничем не отличается от промышленного. Доставка уловов на берег зачастую носит формальный характер, замороженная продукция может перегружаться из трюма в трюм и беспрепятственно отправляться на экспорт. При этом сложилась практика, когда рыболовные предприятия регистрируются и платят налоги не по месту осуществления промысла, а в других регионах. Таким образом, социальная значимость прибрежного рыболовства сегодня минимальна.

Для устранения имеющихся недостатков предлагается ввести стимулирование предприятий, доставляющих уловы в свежем, охлажденном и замороженном виде только на береговые перерабатывающие заводы.

Контроль за выполнением условий доставки и оформление уловов может быть передан регионам».

Алексей ПЛАТОНОВ

20.10.2015 04:00
318

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Разблокировать
Передвиньте кнопку со стрелкой вправо
Загрузка...