Экскурсия в будущее

Экскурсия в будущее

Уже почти год в колхозе им. В. И. Ленина работает новое судно «Громобой», купленное в Норвегии. Таких кораблей на Камчатке еще очень мало. Но слава о них уже идет по рыбацкому краю. В чем преимущества этих судов? Почему их считают будущим нашего флота? За ответами я отправился на борт «Громобоя».

Домашний пароход

На судне меня встретил капитан Виктор Ворошилов. Он работает в колхозе им. В. И. Ленина с 1990 года. Прошел на предприятии все ступени рыбацкой карьеры, начав с матроса. С 2009-го – капитан. На «Громобой» попал в 2015 году, чтобы принять участие в его перегоне из Норвегии на Камчатку.

«Перегон длился около трех месяцев, за это время половину земного шарика обошли, — рассказывает Виктор. — Когда в начале марта 2016-го обогнули мыс Лопатка, попали в настоящий камчатский шторм. Нахватались льда. В порт пароход пришел весь обледеневший, но исправный».

На Камчатке судно, которое тогда еще называлось «Odd Lundberg», стало «Громобоем». Это имя перешло ему в наследство от заслуженного сейнера, который много лет верой и правдой трудился в колхозе им. В. И. Ленина.

Капитан Ворошилов приглашает меня на мостик. Здесь, как и в кают-компании, принято снимать обувь. Эта традиция осталась от прежнего хозяина. В Норвегии судном владела небольшая семейная фирма, для которой это был домашний пароход. Для российского экипажа он тоже стал вторым домом, где всегда чисто и тепло. На мостике полы с подогревом, так что можно ходить и без обуви. По другим помещениям рыбаки ходят в тапочках и только перед выходом на палубу надевают «уличную» обувь.

«В мае 2016 года пошли на «Громобое» в первый рейс под российским флагом обкатывать судно, — продолжает Виктор. — Потом был пробный промысел иваси. Потренировались, научились. Испытали кошельковый лов, кормовой трал. Дальше уже шла налаженная работа».

Сегодня основные объекты промысла «Громобоя»: сельдь в Олюторском заливе, минтай в Петропавловск-Командорской подзоне, сельдь в заливе Шелихова, иваси у Южных Курил. Весь улов поступает на береговые предприятия. Такие суда (их относят к наливному типу) спроектированы именно для доставки рыбы на берег.

В чем отличие «Громобоя» от других добытчиков, которые сегодня распространены на Дальнем Востоке? Почему его считают будущим нашего флота?

Список преимуществ начнем с бережного отношения к сырцу. Рыба – нежный ресурс. Когда ее тащат на палубу, потом бросают в трюм, она травмируется. От этого страдает ее качество. На «Громобое» орудия лова не поднимают на борт. Когда рыба попадает в куток, ее прямо оттуда откачивают насосом в трюмы. Там сырец охлаждают забортной водой. Это помогает сохранять его свежесть и качество.

Отдельный разговор – техническое вооружение «Громобоя». Судно насыщено электроникой. Панели управления – с сенсорными экранами. Связь между членами экипажа – через микрофон и наушники: не надо с мостика голос надрывать. Все процессы механизированы. На кутке стоят датчики, которые контролируют его наполнение. Можно ввести в программу определенное количество тонн. Когда улов достигает этого объема, датчик дает сигнал.

Машинное отделение не требует присутствия вахт. Правда, российские правила до такого еще не доросли, поэтому наш регистр судоходства не согласовал безвахтовый режим.

Сегодня экипаж «Громобоя» – 12 человек. На обычных среднетоннажниках работает почти вдвое больше. Если бы разрешили эксплуатировать машинное отделение безвахтовым методом, то обходились бы девятью членами экипажа.

В общем, удобный пароход с хорошей мореходностью, требующий намного меньше затрат на промысле, чем обычные суда. И бытовые условия здесь на уровне. В жилых каютах – душевые, диваны.

Между тем, «Громобою» уже 17 лет. Технологии, которые на нем используются, давно не новинка для других рыболовных держав. И только для нас — это будущее. Хотя будущее уже очень близкое.

Перспективы берега, как они есть

До конца 2018 года на Камчатку должны прийти три новых судна наливного типа: траулеры-сейнеры «Ленинец», «Командор» и «Ударник», которые строятся на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» по заказу колхоза им. В. И. Ленина.

«Это уникальное многофункциональное судно, которое может выполнять любые задачи по промыслу биоресурсов в непростых дальневосточных условиях. Оно способно эффективно вести промысел как тралом, так и снюрреводом. Что особенно примечательно, траулер может облавливать сардину иваси, которая опять вернулась в наши воды», — говорит председатель рыболовецкого колхоза имени В. И. Ленина Сергей Тарусов.

При этом колхоз планирует расширить возможности своей фабрики за счет строительства дополнительных производственных корпусов. Так что новые суда смогут сдавать рыбу на берег, работая в полную силу.

К сожалению, правительство России не нашло нужным поддержать строительство средне- и малотоннажного флота инвестиционными квотами на минтай и сельдь. В Федеральном агентстве по рыболовству почему-то решили, что в такой помощи нуждаются только проекты больших траулеров. А ведь многие предприятия Дальнего Востока нуждаются в обновлении судов именно среднего и малого тоннажа.

Впрочем, в руководстве Камчатского края считают, что не все потеряно.

«Мы еще раз вернемся к разговору о среднетоннажном флоте, который пока из программы выпал. Будем выходить на Росрыболовство и правительство страны, — говорит губернатор Владимир Илюхин. — Среднетоннажный флот – основной для рыбной отрасли края, и хотелось бы, чтобы предприятия, которые вкладывают средства в обновление своего флота на Камчатке, тоже могли претендовать на получение преференций».

До встречи, «Громобой»!

Моя экскурсия на «Громобой» состоялась 12 июля. Через два дня он ушел в очередной рейс. В ближайшие месяцы судно будет работать на красной путине. Затем его ждет промысел скумбрии и сельди. Пожелаем Виктору Ворошилову и его команде хорошего улова, а колхозу им. В. И. Ленина – успехов в развитии камчатского берега. Хотя на этом пути еще немало препятствий.

Сергей НИКОЛАЕВ

20.07.2017 07:00
1304

1 комментарий

roseeva
22.07.2017 01:25
Репортаж суховат.Можно было назвать другие имена и фамилии из команды.Очень тяжёлый труд у рыбаков и они достойны, чтобы их нелёгкие будни были освещены более подробно.Очень мало фотографий.Славу кораблю делает не название, а команда.Большая просьба к корреспонденту ещё раз, но уже в красках рассказать про тяжёлый труд тех, кто то работает наблаго нашей страны и снабжает нас ценнейшими морепродуктами.
Разблокировать
Передвиньте кнопку со стрелкой вправо
Загрузка...