Камбала уходит в небо

Камбала уходит в небо

Как известно, главный поток рыбной продукции с Дальнего Востока в центральные регионы России идет по железной дороге из портов Приморья. В 2011-м рыбаки опробовали Северный морской путь для доставки своего товара. Но о том, что рыбу возят в Москву самолетами в охлажденном виде, многие услышат впервые. Причем возят не диковинные деликатесы, за которые кто-то заплатит любые деньги, а народную рыбу – камбалу, минтая, треску. Кому это надо? Оказывается, надо!

Летучая рыба

«Охлажденку» поставляет ООО «РПЗ «Сокра», которое занимается прибрежным рыболовством и переработкой улова. Получатель – московский офис компании «Метро Кэш энд Керри», гиганта мировой торговли. Сотрудничество началось около двух лет назад.

«В 2015 году, когда доллар стал резко расти, посредники не могли сориентироваться в ситуации на рынке. Торговые сети стали искать прямой выход на производителей. Так мы получили предложение от «Метро Кэш энд Керри». Представители компании приехали к нам. Мы показали им Камчатку, наше производство. В итоге был заключен договор. В 2016-м начали работать», – рассказывает гендиректор «Сокры» Андрей Обедин.

Для камчатских рыбаков это стало совершенно новым делом. Путь «охлажденки» до потребителя удлинялся на 6,7 тысячи километров, поэтому нужно было увеличить срок ее хранения. На помощь пришел варекс – пищевая добавка, которая используется в качестве консерванта. Она позволяет хранить охлажденную продукцию 12 суток.

Самым тяжелым оказалось организовать поставки с полуострова. На первых порах не раз бывало, что рыба оставалась в аэропорту из-за ошибок в документах или несогласованности. По той же причине продукцию могли «завернуть» в Москве.

«Мы несли убытки. Одно время даже хотели отказаться от дальнейших поставок, но в какой-то момент все наладилось», – говорит Андрей Обедин.

Перевозка самолетом – удовольствие не дешевое. Она удорожает килограмм рыбы более чем на сто рублей. В эту сумму входят аэропортовые сборы и тарифы. Отдельная статья расходов – грузчики. Их нельзя обидеть, иначе коробки начнут «случайно» выскальзывать из рук.

Как признается мой собеседник, поначалу ему не верилось в успех. Если цена минтая вырастет (как минимум) на 100 рублей, кто его купит? Но благодаря тому, что в Москве живет 12 млн человек разного достатка, товар своего покупателя находит. Правда, далеко не рядового.

Скоро исполнится год, как «Сокра» отправила в столицу первые партии «охлажденки». За это время отсюда улетело около 10 тонн охлажденной рыбы. И объемы поставок растут.

Бизнес-класс для «безголовки»

Я приехал на один из перерабатывающих заводов «Сокры» в тот момент, когда шла приемка рыбы. Ее привезли с пирса из Рыбачьего, где несколько часов назад улов перегрузили с судов, работавших в Петропавловск-Командорской подзоне (от пирса до завода около 15 километров).

Из приемных бункеров сырец идет на сортировку, где его распределяют по цехам. Часть рыбы поступает в цех, в котором делают «охлажденку» для Москвы.

Пока рыбу разделывают, для нее готовится смесь из воды, льда и варекса. В этой смеси каждую рыбину моют, охлаждают. Продукцию кладут в термоящики, пересыпая льдом. В этой упаковке ее грузят в машину, которая, проехав 35 километров, доставит товар в Елизово в грузовой терминал аэропорта.

«Такое качество рыбной продукции может предложить только Камчатка. Спасибо природе: соленость и температура морской воды у нас на оптимальном уровне, количество паразитов в рыбе низкое. Ни Мурманск, ни Астрахань нам не конкуренты», – говорит Наталья Зверева, руководитель заводской лаборатории по контролю за качеством.

Итак, рыба готова к путешествию. В Елизово мы прибываем вместе с менеджером Юрием Тякой, который отвечает за отправку продукции. В этот раз в аэропорт доставлено 87 термоящиков (870 кг). Партия состоит примерно из двух равных частей: филе и «безголовка». Грузчики переносят ящики в помещение терминала.

«Здесь товар ждет в холодильнике ближайшего пассажирского рейса в Шереметьево, – говорит Юрий. – Когда самолет готовится к вылету, рыбу помещают в грузовой отсек, где соблюдается нужная температура (от ноля до минус двух градусов). Через восемь часов она попадает в Москву. Около трех часов займет обработка груза в аэропорту, после чего получатель может его забрать и развезти по торговым точкам».

Таким образом, проходит 1,5–3 суток от момента добычи улова до его доставки на прилавок. При сроке хранения в 12 суток камчатская продукция может по праву считаться в Москве рыбой первой свежести.

Рыбные обозы

Для Москвы этот товар не новинка. Здесь давно продают охлажденную рыбу со всего мира. С Фарерских островов, например. До санкций возили из Норвегии. И вот, наконец, на столичных прилавках появилась настоящая «охлажденка» с Камчатки.

Испытав свои силы на этом сегменте рынка, «Сокра» хочет увеличить поставки охлажденной рыбы «на материк» и в то же время удешевить свой продукт, перейдя на другие виды транспорта. Можно возить по железной дороге и фурами. Технологии позволяют увеличить срок хранения охлажденной рыбы до 45 суток. Контейнеры дадут дополнительный холод. Можно будет сколько угодно сыпать в них льда. А по пути к Москве много городов. Это позволит увеличить и объемы поставок, и круг покупателей.

У «Сокры» уже есть опыт по доставке замороженной рыбы машинами в Краснодар. Порой это выгоднее, чем услуги РЖД. Так, перевозка килограмма рыбной продукции по железной дороге из Владивостока до Москвы стоит порядка 10 рублей. Но летом тариф вырастает вдвое. У автотранспорта тариф во все сезоны один – 14 рублей, да и работает он быстрее.

При этом «Сокра» не планирует полностью отказаться от воздушных перевозок. Если в Москве кто-то готов платить заоблачную цену за рыбу, которая три дня назад ела планктон в Беринговом море, почему нет?

И пусть этот кто-то завидует нам, камчатцам. Мы можем покупать охлажденную рыбу в лучшем качестве за гораздо меньшие деньги. Для справки: в магазинах «Сокры» охлажденные минтай и камбала стоят 60 рублей, треска – 130.

Кирилл МАРЕНИН

24.05.2017 07:00
1019

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Разблокировать
Передвиньте кнопку со стрелкой вправо
Загрузка...