Цена системной ошибки

Цена системной ошибки

Последние громкие случаи гибели судов на море обнажили пробоину в системе безопасности мореплавания. Но эта «системная ошибка» не остается на берегу, а отправляется в рейс вместе с экипажем. Она начинает проявляться тогда, когда один моряк не захотел надеть спасательный жилет, а другой не проследил за этим. Капитану, как правило, не до этих двоих, ему нужно выполнить план…

Когда происходит чрезвычайное происшествие на море, им занимается камчатский следственный отдел на транспорте. Он является специализированным следственным органом следственного комитета, юрисдикция которого распространяется на территорию Камчатского края и Чукотского автономного округа. В его задачи входит рассмотрение сообщений и предварительное расследование уголовных дел о преступлениях в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Отдел также занимается расследованием преступлений, совершенных в морских и речных портах, на железнодорожных станциях и в аэропортах. Помимо этого, он расследует общественно опасные деяния, совершенные сотрудниками таможни, транспортной полиции, должностными лицами органов исполнительной власти, организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере транспорта.

В 2015 году сотрудники следственного отдела рассмотрели более двухсот сообщений о преступлениях на объектах транспорта и расследовали более 40 уголовных дел, половина из которых относилась к категории тяжких и особо тяжких. Стоит отметить, что за безопасностью на морских судах следят сразу несколько контрольных и надзорных органов – Госморнадзор, администрация порта, в своей части инспекция труда, Федеральное агентство по рыболовству, транспортная прокуратура. Главная задача следствия – выяснить, что случилось, каковы причины, поспособствовавшие совершению этого происшествия, и кто в этом виноват. В расследовании принимает участие не только следственный отдел, но и предприятие-судовладелец и в необходимых случаях инспекция по труду. Аварии на судах расследует и Госморнадзор. Проводится административное расследование.

«Причиной практически всех происшествий, ставших поводом для возбуждения уголовных дел, которые мы расследовали, было невыполнение требований охраны труда и техники безопасности. Причем их не выполняли как сами пострадавшие, так и лица, на которых лежали обязанности по соблюдению данных требований, и лица, которые непосредственно отвечали за тот или иной производственный участок», – рассказывает руководитель камчатского следственного отдела на транспорте дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, подполковник юстиции Антон Артёменко.

Интересно, что причин, по которым может не сработать техника, множество, но именно технические неисправности пока не приводили к трагическим происшествиям. Даже случаев, когда радиобуй не срабатывал, не так много. Поэтому говорить о том, что сигнал бедствия часто подводит, нельзя. Потерпевшее 17 октября 2015 года крушение судно «Парамушир» нашли и спасли одного члена экипажа, именно благодаря сработавшему радиобую. А вот при гибели СРТМ «Аметист» в 2011 году сигнал бедствия не сработал. «Там была тяжелая ситуация в целом. Мы долго разбирались с этим делом. Стоит сказать, что бывают сложные метеоусловия, когда судно покрывается многосантиметровой коркой льда, но радиобуй находится в таком месте, что при любой аварии он должен всплыть», – говорит Антон Артёменко.

Как показывает практика расследований таких ЧП на море, именно человек, где-то по неосторожности, а где-то ведомый алчностью, губит себя и других. И хотя портовая служба проверяет каждое судно и каждого моряка, проверить намерения и мотивацию каждого ступившего на борт и особенно главного человека на судне, капитана, они не могут. Кодекс торгового мореплавания возлагает на капитана большую ответственность и, в равной степени, властные полномочия и кредит доверия. В наше время капитан становится заложником ситуаций, когда на одной чаше весов у него деньги, на другой безопасность экипажа. Именно так погибло несколько судов, где капитан, осознавая, что, допуская нарушения, влияющие на безопасность мореплавания, например перегружая судно, он рискует судном и экипажем, при этом необоснованно рассчитывая на благоприятный исход. Он думал о будущей прибыли, о том, что нужно сделать план.

При проверке экипажа капитан порта не утвердит судовую роль, если у моряка нет соответствующих документов, подтверждающих квалификацию. Одно дело, когда документы у человека есть, а другое дело, когда они оказываются поддельными. Выявляется огромное количество случаев, когда моряки покупали свидетельства о квалификации и другие бумаги в приморских образовательных учреждениях. А в последний рейс «Парамушира» вообще вышли не те моряки, которые проходили по судовой роли.

«Поскольку портовые власти не сличают каждого моряка по фотографии, выявить подмену при выходе из порта не удалось. Проверяется наличие документов и их соответствие предъявляемым требованием. Здесь опять же кредит доверия капитану, ведь он идет с этой командой в рейс. Это он несет ответственность за то, что пустил на борт людей, не имеющих соответствующих образования и навыков работы в море», – говорит мой собеседник.

По итогам каждого расследования следственный отдел на транспорте вносит представление об устранении причин и условий способствовавшим совершению преступления. Если усматриваются нарушения со стороны должностных лиц того или иного контролирующего органа, то следователь в обязательном порядке этому дает соответствующую оценку.

По результатам рассмотрения представлений, как правило, принимаются меры дисциплинарного и организационного характера: взыскания провинившимся, внесение изменений в порядок работы, организацию деятельности в области безопасности и охраны труда. Начиная с 2008 года в Камчатском крае было пресечено множество преступлений, связанных с незаконной перевозкой людей в трюмах транспортных судов. С целью пресечения подобных случаев администрацией петропавловского порта устанавливался порядок, при котором количество человек на борту строго отслеживалось. Сегодня практика незаконной перевозки людей на судах почти искоренена и, если что-то подобное выявляется, то это уже исключение, а не правило.

Морской труд – тяжелые, работа судах связана с множеством опасных факторов, это и ледяная морская вода, суровые погодные условия, мощные судовая оснастка и механизмы: краны, лебедки, тросы, работающие под очень серьезными нагрузками, и многие другие. Однако за годы работы или, наоборот, по неопытности часто в работе у моряков притупляется чувство опасности и ответственности.

«Был страшный случай, когда ногу моряка затянуло петлей швартовного каната и человека затянуло на барабан работающей лебедки, от чего он и погиб. Была установлена неосторожность самого работника и вина капитана, допустившего это, который в итоге и был осужден. В ходе расследования предприятию-судовладельцу вносилось представление об устранении причин и условий, способствовавшим совершению преступления. По итогам рассмотрения в организацию работы на палубе при производстве швартовных операций внесены соответствующие изменения», – говорит Антон Александрович.

Происшествия происходят не только в профессиональной среде моряков, с рыболовецкими и транспортными судами, но и в сфере эксплуатации маломерных судов, в том числе связанные с пропажей рыбаков-любителей на реках и в бухтах. Маломерные суда (яхты, катера, лодки) радиобуем не оборудуются, что влияет на оперативность начала поисковых мероприятий и установления места происшествия. Мероприятия по поиску пропавших на лодке людей организуются МЧС и полицией.

«По подобным фактам следственным отделом также проводятся проверки. Мы проверяем обстоятельства происшествия на предмет того, было ли оно связано с неправильной работой должностных лиц, нарушением эксплуатации маломерного судна, неправильным поведением на воде или же умышленными криминальными действиями», – говорит мой собеседник. Но и здесь, как правило, основная причина – человеческий фактор. В одном случае при пропаже 4 человек на реке Камчатке в п. Ключи, когда обнаружили тела погибших, выяснилось, что в момент гибели они были без спасательных жилетов. Установлено, что находились они на воде и пропали, когда навигация была закрыта и шел период ледостава, что и явилось причиной трагедии.

Яна ГАПОНЮК

26.01.2016 04:00
675

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Разблокировать
Передвиньте кнопку со стрелкой вправо
Загрузка...