Полный пенсион

Полный пенсион

Каждого из нас ждет пенсионный возраст. Это значит, что однажды вам придется собирать справки о своем трудовом стаже, чтобы оформить пенсию. Собрать их бывает непросто: иные предприятия давно канули в Лету, как это случилось, например, с БРХФ. Где искать их архивы? И что делать, если архивы потеряны?

С чего начать? С трудовой книжки

При определении права гражданина на страховую пенсию до его регистрации в качестве застрахованного лица периоды работы подтверждаются сведениями индивидуального персонифицированного учета или документов, выдаваемых работодателем или государственным учреждением. Основным документом, подтверждающим стаж, является трудовая книжка. Если трудовая книжка утеряна или в ней содержатся неправильные и неточные записи об отдельных периодах работы, то в подтверждение периодов работы пенсионный фонд принимает письменные трудовые договоры. Бумаги должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений. Для подтверждения периодов работы подойдут трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в том числе архивными учреждениями. Можно также предоставить выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица трудовой стаж подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Об этом говорит федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», который действует с 1 января 2002 года. К слову, на территории Камчатского края регистрация граждан в качестве застрахованных лиц осуществляется с 1998 года. Это говорит о том, что подсчет страхового стажа для назначения пенсии по общему правилу осуществляется на основе уже имеющихся в Пенсионном фонде Российской Федерации данных. В случае если в базах данных фонда не окажется информации о периодах работы до даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, то сведения о стаже при оформлении пенсии будут взяты из трудовой книжки, трудовых, гражданско- правовых договоров, книжки колхозника, других правоподтверждающих документов.

При утере документов о стаже и заработной плате в первую очередь необходимо обратиться в архив. В Петропавловске-Камчатском их всего два – краевой и городской. В краевом архиве находятся документы по основной деятельности предприятия, т. е. приказы, штатные расписания, судовые журналы и многие другие. Эти документы имеют постоянный срок хранения. В городской архив поступают документы по личному составу: приказы о приеме на работу и увольнении, расчетно-платежные ведомости, личные дела, личные карточки ликвидированных предприятий, которые осуществляли свою деятельность в городе. Всего в петропавловском архиве на хранении находятся фонды 64 предприятий рыбной отрасли. Именно городской архив первый приходит вам на помощь при сборе документов о трудовом стаже.

Как подтвердить размер зарплаты?

Итак, чтобы подтвердить ваш стаж работы, необходима трудовая книжка или иные документы, подтверждающие его. Но какими документами подтверждается среднемесячная заработная плата для определения размера пенсии?

«При оценке прав застрахованного лица расчетный размер трудовой пенсии определяется, исходя из среднемесячного заработка за определенные периоды. За 2000–2001 годы – по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, имеющимся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации. За любые 60 месяцев работы подряд за периоды до 1 января 2002 года – на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями либо государственными (муниципальными) органами», – рассказывает Наталья Король, начальник отдела организации, назначения и перерасчета пенсии Пенсионного фонда РФ.

К документам о заработке, выдаваемым соответствующими государственными (муниципальными) органами и организациями, относятся справки, содержащие сведения о фактической индивидуальной заработной плате гражданина. Данные справки составляются на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и других первичных документов по оплате труда организаций, в которых работал гражданин. В случае ликвидации организации или прекращения деятельности по другим причинам справки о заработке выдаются ее правопреемником, вышестоящей организацией или архивом, располагающими данными сведениями.

Почему теряются архивы?

Почему возникают ситуации, когда нужных документов в архиве не находят? Дело в том, что когда предприятие ликвидируется, оно должно сдать документы о своей деятельности в архив. На то, чтобы документы соответствующим образом обработали, составили описи и передали на хранение, выделяются деньги. Однако многие организации пренебрегают этой функцией, и тогда страдают их бывшие сотрудники.

«Случается, что руководители просто привозят в архив огромное количество документов, бросают кучей и уезжают. Работники архива не обязаны обрабатывать их, но они понимают, что это чьи-то зарплаты, чей-то стаж», – рассказывает Анастасия Сисицкая, начальник отдела использования публикаций документов Государственного архива Камчатского края.

Поскольку в федеральном законе об архивном деле нет положения о том, что руководители предприятий обязаны обрабатывать и сдавать в архив свои документы, заставить их сделать это – настоящая проблема. Более того, много ситуаций, когда архив у предприятия утерян частично или полностью. Однако это не всегда вина руководства, в половине случаев – это форс-мажорные обстоятельства.

«Неприятная ситуация случилась с БРХФ. После ликвидации база сдала в архив только часть документов, другую часть залило во время аварии водопроводных сетей», – говорит А. Сисицкая. Бывает и так, что руководителю проще сказать, что документы были утеряны, вместо того чтобы обработать их и сдать.

А если так случилось, что архив предприятия, в котором вы работали, оказался в другом городе? Это может произойти, если головной офис находился, например, во Владивостоке, а на Камчатке работал филиал компании. Тогда после ликвидации камчатский филиал сдает документы в вышестоящую организацию в случае, если она продолжает работать. Вам всего лишь необходимо отправить письмо с обращением в головной офис.

«Сегодня найти в интернете контакты любого предприятия не составляет труда. Вы пишете им заявление, прикладываете копию трудовой книжки за проработанный период и направляете запрос», – говорит Анастасия Сергеевна.

Если закрылся и головной офис, который находился во Владивостоке, то вы направляете запрос в Государственный архив Приморского края. Даже если у них нет нужных вам документов, они обязательно сделают пересылку по месту нахождения документов, например в муниципальный архив. По этому же принципу работает и наш краевой архив.

«К нам поступает достаточно много запросов с Украины, из Белоруссии и других стран бывшего СНГ. Ведь многие люди приезжали на Камчатку на заработки. Тогда мы направляем этот запрос по принадлежности в районный архив или в организацию, если она работает», – говорит Анастасия Сергеевна.

Ищите свидетелей

Что делать, если вам все-таки не удалось собрать необходимые сведения в архиве?

«Периоды работы в России до регистрации в качестве застрахованного лица могут устанавливаться по показаниям двух и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе в одной компании. Этот метод может помочь установить период работы, если документы утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясение, наводнение, пожар и тому подобное) и восстановить их невозможно», – говорит Наталья Король.

Вместе с тем стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, например стаж работы в районах Крайнего Севера, свидетельскими показаниями не подтверждается.

При утрате документов о работе по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы могут быть также установлены по показаниям двух и более свидетелей. В этом случае коллеги должны знать этого работника по совместной работе на одном предприятии и располагать документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина. Однако свидетельскими показаниями возможно подтвердить не более половины стажа, требуемого для назначения страховой пенсии.

Размер страховой пенсии будет определен с учетом среднемесячной заработной платы за 2000–2001 годы, которая подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, имеющимися в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.

Если документы утрачены из-за стихийного бедствия (землетрясение, наводнение, пожар и тому подобное) и восстановить их невозможно, индивидуальный характер заработка может быть установлен по документам, косвенно подтверждающим зарплату. Это могут быть партийные или профсоюзные билеты, трудовые книжки колхозников и другие. Однако, если и этих документов нет, то стаж и часть заработной платы за неподтвержденный период теряются и размер пенсии будет ниже.

Сегодня пенсия исчисляется по трем математическим формулам. Интересно, что заработок с начала 2002 года не оказывает никакого влияния на ее размер. Какой будет ваша будущая пенсия, зависит от страховых взносов, начисляемых работодателем в бюджет пенсионного фонда. А с 2016 года в расчете размера пенсии будут принимать участие и баллы.

Яна ГАПОНЮК

Получить бесплатную консультацию специалистов краевого архива вы можете по телефону 25-23-75. График приема: вторник, четверг с 10.00 до 16:30, перерыв с 13:00 до 14:00.

Телефон городского архива – 46-41-17. График приема: понедельник, среда с 10:00 до 17:00, перерыв с 13:00 до 14:00.

Адреса и телефоны районных архивов можно найти на странице агентства по делам архивов на сайте Правительства Камчатского края.



Есть мнение

Антикризисный управляющий Александр Лельчук:

В законе № 127 «О несостоятельности (банкротстве)», в ч. 2 ст. 129, указана обязанность конкурсного управляющего «передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ».

Эта обязанность арбитражными управляющими соблюдается всегда. Все предприятия, которые я закрывал в результате банкротных процедур, сдавали архив в архив Петропавловска-Камчатского. Иначе быть не может – ведь бывшие работники останутся без пенсии!

Это было на ПСРМЗ, УТРФ, ЖБФ и других предприятиях. Обычно арбитражные суды не завершают процедуру конкурсного производства без наличия справки из госархива.

Наверное, имеют место случаи, когда архив не сдается из-за отсутствия средств на оплату, но я виню в данном случае только конкурсного управляющего. Деньги на оплату нужно собирать с первого дня, когда они еще есть. Слишком высокая цена у такой халатности. Судам, очевидно, нужно жестче подходить к этому вопросу.

Насколько я помню, петропавловский архив всегда шел навстречу банкроту. То же самое в центральных регионах России, где я работаю сейчас.

12.01.2016 04:00
1178

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Разблокировать
Передвиньте кнопку со стрелкой вправо
Загрузка...