«Журавли» улетают на лом

«Журавли» улетают на лом

В центре города у причала №1 по улице Красинцев разбирают два портальных крана. Почти девять лет эти парни стояли без работы и внимания и служили памятниками почившему рыбному порту. Сегодня прямо у нас под носом разбирается история порта.

Камчатский морской рыбный порт основан в 1933 году. Он стал третьим крупным предприятием, которое было создано в Петропавловске. В советское время жизнь здесь кипела: днем и ночью швартовались суда, работали краны, автопогрузчики.

В 1983 году, когда рыбному порту исполнилось 50 лет, его коллектив начал вести свою летопись. Это большой фолиант, в котором собраны интересные исторические данные, фотографии, вырезки из газет и многое другое. Любопытна надпись на его обложке из листовой меди: «1933-2033». Камчатцы верили, что предприятие проживет еще полвека. Но эти надежды не оправдались.

Началом конца стали 1990-е, время приватизации. Государство создало условия, при которых портовое хозяйство было разорвано на части. Предприятию, ставшему акционерным обществом, отошли краны, подкрановые пути, склады и прочие объекты. А причалы – основа любого порта – остались в ведении государства. Но оно оказалось неважным хозяином.

Причалы долго не ремонтировались, их физический износ возрастал. Как результат – в 2010 году были запрещены погрузо-разгрузочные работы на причалах №№ 1 и 2 в центре города. Для рыбного порта это стало серьезным ударом, учитывая, что первые два причала были наиболее востребованы. Достаточно сказать, что на причале № 1 находился склад временного хранения, который принимал таможенные грузы (а это главная часть грузов, предназначенных рыбным компаниям).

Так портовые краны остались без дела. А в мае 2011 года ОАО «Петропавловск-Камчатский морской рыбный порт» было признано банкротом. Безработные трудяги превратились в памятник почившего предприятия и почти девять лет ржавели в центре города.

Время от времени башни-близнецы тревожили подростки и исследователи- любители заброшенных объектов. Понятно, откуда такой интерес. Кроме возможности пощекотать себе нервы (немалая решимость нужна, чтобы на них забраться, ведь кабина находится на серьезной высоте), это просто находка для сталкеров: место идеальное – ехать далеко не нужно. Любой рейсовый автобус отвезет к остановке «Аллея флота», а дальше – за «золотой» многоэтажкой пешком вниз, к причалу. Здесь нет пропускного пункта, ограждений или запрещающих знаков. А все, что не запрещено…

Мы не остались в стороне и забрались внутрь, чтобы исследовать кабину и устройства управления. К слову, механизмы поворота крановой установки неплохо сохранились. Все, на что хватило подростков, – разбить стекла в кабине крановщика и оторвать все, что приглянулось их глазу. Но разбитое стекло ничуть не портит открывающийся на порт вид. Кстати, и снаружи близнецы не выглядят развалюхами. На них хорошо держится краска, словно их всего несколько лет назад обновляли. Все-таки сделаны они были на славу. К слову, во времена СССР краны изготовлялись, как правило, на заводе подъемно-транспортного оборудования им. С. М. Кирова в Ленинграде, а импортные поставлялись, в основном, из ГДР и Венгрии.

Портальные краны – легко узнаваемый символ любого портового города. Величественные журавли могли бы стать эдаким экстремальным аттракционом для искушенных туристов, желающих увидеть «другую» Камчатку. Но уже не станут.

Мы пытались выяснить, кто является их владельцем. Однако соответствующий запрос в Ростехнадзор был оставлен без рассмотрения. Как пояснили нам в ведомстве, эта информация носит закрытый характер, так как краны относятся к опасным производственным объектам. Совпадение или нет, но после того, как наша газета стала интересоваться в различных инстанциях техническим состоянием и судьбой кранов, в порту начался их демонтаж. Сейчас железных братьев вовсю режут на металлолом. Поэтому снимки, которые мы сегодня публикуем, уже становятся историей.

Очевидно, рыбный порт в центре Петропавловска не возродится. По крайней мере, в прежних масштабах и в ближайшем будущем. Такие перспективы возможны только на территории бывшего рыбного порта в бухте Моховая, где государство ведет реконструкцию трех причалов, находящихся в его собственности. Предполагается, что эти работы позволят принимать и обрабатывать здесь морские суда водоизмещением до 30 тысяч тонн. Срок реализации проекта – четвертый квартал 2018 года.

Кирилл МАРЕНИН

Яна ГАПОНЮК

22.08.2018 13:00
544

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Разблокировать
Передвиньте кнопку со стрелкой вправо
Загрузка...