Летит икра через горы и моря

Летит икра через горы и моря

До старта красной путины остается меньше месяца. Это значит, что скоро с полуострова потекут реки нелегальной икры, в том числе легальными путями.

Красная икра – знаменитый камчатский деликатес. Отправить икорки родным и близким, живущим на материке, считается традицией. Везут ее с собой, когда едут в отпуск, передают через знакомых. А можно просто отправить по почте.

Наиболее активно икру шлют летом, когда путина – в разгаре. Но и в последующие месяцы этот поток не прекращается. На первый взгляд никакого криминала, однако если суммировать объемы пересылаемой продукции, впору кричать «Караул!», ведь счет пойдет на многие тонны.

«Икру, добытую в основном незаконным способом, граждане везут в ручной клади и багаже авиарейсами, отправляют по почте без надлежащих документов, без проверки качества. Проблема настолько острая, что в законодательном собрании края были вынуждены провести специальное заседание на эту тему. Там прозвучала такая цифра: только за сентябрь – декабрь 2017 года по этим каналам было отправлено около 240 тонн икры на сумму более 750 млн рублей», – говорит камчатский общественник Сергей Мылов.

Первым тревогу забил Россельхознадзор. Еще лет пять назад управление этой федеральной службы по Камчатскому краю и Чукотскому АО пыталось прекратить икорный транзит, ссылаясь в том числе на федеральный закон о почтовой связи. В нем приведен перечень предметов и веществ, запрещенных к пересылке, включая скоропортящиеся продукты питания. Икра к таковым, безусловно, относится. Однако эта правовая позиция вступила в коллизию с другими законами, начиная с Конституции, которая гарантирует каждому тайну переписки и почтовых отправлений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения или в силу чрезвычайных обстоятельств.

Например, если сотрудник авиационной безопасности через рентгеновский интроскоп видит, что в посылке взрывчатка или оружие, то на борт самолета такой груз не попадет. С икрой сложнее. Интроскоп может идентифицировать ее с высокой степенью вероятности. Но если остается процент сомнения, то вскрывать посылку нельзя.

Исключением стал случай, произошедший в марте прошлого года, когда

в московский сортировочный центр из Камчатского края поступили 20 пластиковых контейнеров общим весом почти полтонны, которые были адресованы одному и тому же получателю – жителю столицы. Сотрудникам Почты России с помощью рентгенотелевизионного оборудования удалось установить, что в контейнерах находится икорная продукция. Причем между слоями красной икры обнаружилась еще и черная икра, запрещенная к обороту. Началось расследование.

Однако таких примеров крайне мало. Отправители подобной продукции обычно разбивают груз на более мелкие партии, которые не встречают на пути препятствий.

Россельхознадзор обращался за разъяснением в Камчатскую транспортную прокуратуру и получил ответ: «само по себе предположение о возможном нахождении икры в почтовых отправлениях не может быть принято в качестве бесспорного доказательства данного факта».

Как сказано выше, икра относится к скоропортящимся продуктам. По нормативам она должна храниться и транспортироваться при температуре от минус 4 до минус 18 градусов по Цельсию. При отправке ее по почте никто такой температуры не гарантирует.

Прежде чем отправиться в путь, посылка должна полежать на складе в тепле. Потом – самолет, на борту которого – плюс 25–27 градусов. Итого – пару недель при температуре значительно выше нуля. Нетрудно представить, во что превращается икра за это время.

Тех, кто подобный груз отправляет и получает, условия перевозки мало волнуют. Если икра портится, есть способы вернуть ей товарный вид. А то, что ей можно отравиться, – проблема покупателей.

Федеральное агентство по рыболовству (ФАР) считает, что вопрос будет решен благодаря новой системе ветеринарной сертификации.

«Для электронной сертификации товаров, подлежащих ветеринарному надзору, создана федеральная государственная информационная система «Меркурий». Она обеспечит полную прослеживаемость продукта от вылова до потребителя. Нелегальная икра не попадет в продажу без соответствующих документов», – сказал заместитель главы ФАР Пётр Савчук во время апрельского визита на Камчатку.

В Россельхознадзоре, который отвечает за внедрение «Меркурия», настроены чуть менее оптимистично. Вот выдержка из официального ответа зам. руководителя этой федеральной службы Николая Власова: «Значительные объемы вывоза с территории Камчатского края пассажирами авиарейсов в ручной клади лососевой икры для личного потребления без ветеринарных сопроводительных документов и документов, подтверждающих законность происхождения икры, позволяют легализовать незаконно добытую рыбопродукцию. Обеспечение прослеживаемости подконтрольных товаров с помощью электронной ветеринарной сертификации создаст определенные барьеры для реализации таких товаров, что должно положительно повлиять на ситуацию, хотя, вероятно, не сможет разрешить ее полностью».

Для полного решения проблемы Россельхознадзор предлагает более жесткие меры по ограничению транспортировки пищевой продукции.

«Этот вопрос регулируется приказом минтранса на территории всей России. То, что предлагает Россельхознадзор в части запрета вывоза продукции животного происхождения, вызывает вопросы. Ведь к данной категории относятся и молоко, и мед, и масло. Ограничить граждан в вывозе этой продукции, пытаясь остановить вывоз икры с Камчатки, наверное, неправильно. А выделить икру в отдельный вид продукции, запрещенный к перевозке, вряд ли возможно», – считает министр рыбного хозяйства Камчатского края Владимир Галицын.

По его мнению, на сегодня самый действенный способ борьбы с браконьерством – усиливать охрану непосредственно в районах промысла.

«В этом году, как и раньше, будут привлечены общественные инспекторы рыбоохраны. Губернатор обратился к руководству Росгвардии с просьбой выделить еще порядка 50 сотрудников для усиления групп, которые будут контролировать промысел на отдельных водных объектах. Наши рыбопромышленники понимают, что их помощь тоже необходима. За их счет для контролеров-общественников закупается снаряжение, техника», – говорит министр.

Однако при всем желании никаких сил и средств не хватит, чтобы обеспечить охрану рыбных запасов всех 300 тысяч рек Камчатки.

Как сказано выше, за четыре месяца прошлого года с полуострова только по почте было отправлено порядка 240 тонн красной икры (скорее всего, нелегальной). Для изготовления этого объема продукции необходимо добыть около 8 тысяч тонн лосося. По итогам полицейской операции «Путина-2017» из незаконного оборота изъято 160 тонн лосося, более 11 тонн икры. Сопоставление этих цифр показывает, что у браконьеров изымается лишь малая часть их улова. А значит, «красный» поток продолжит уходить с Камчатки в промышленном объеме.

Кирилл МАРЕНИН

09.05.2018 07:00
766

1 комментарий

Аноним
09.05.2018 23:02
В фар серьезно верят в работоспособность Меркурия?
Разблокировать
Передвиньте кнопку со стрелкой вправо
Загрузка...