Желанная всеми марина

Желанная всеми марина

Петропавловск скоро будет встречать своих гостей белоснежными яхтами, как любой современный город-порт. Это станет возможным, когда начнет работать ТОСЭР «Камчатка», и на территории «Фрезы» появится марина

В 1962 году на Камчатке заработала плавающая мастерская «Фреза». С этого началась история одноименного завода, который много лет находился в центре Петропавловска на ул. Красинцев, по соседству с морским рыбным портом. В 1990-х «Фреза» сумела сохранить основные фонды, но дела шли неважно. В 2013-м завод обанкротился. Все, чем он владел (здания, сооружения, три причала, сетевое хозяйство, право аренды земельного участка и т. д.), было выставлено на аукцион одним лотом за 170 млн рублей.

На первые торги заявок не поступило. На вторых торгах, которые состоялись в 2015-м, заявку подал Камчатский край. Он и был признан победителем. Лот ушел к нему по первоначальной цене.

«Значимость этой покупки для нас в территории, в причалах, в сетях и другом имуществе, которое находилось в собственности «Фрезы». Нам было важно сохранить все это как единый комплекс», – говорит врио заместителя председателя Правительства края Юрий Зубарь.

Если бы дело дошло до третьих торгов, имущество продавалось бы уже по отдельности и разошлось бы по частным рукам. Тогда бы мы потеряли всякую надежду на развитие этой территории в интересах Камчатки.

Итак, теперь имущество «Фрезы» – краевая собственность. Его дальнейшая судьба связана с территорией опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Камчатка», состоящей из 8 инвестиционных площадок. Одна из них охватывает ковш в центре Петропавловска (рыбный порт, «Фреза», мыс Сигнальный). По словам Ю. Зубаря, она сыграет ключевую роль в развитии туризма и судоходства. Эта площадка будет работать как единая туристическая зона, где круизные суда и их пассажиры получат необходимый сервис.

Перевалка угля уйдет из центра Петропавловска на окраины. Вместо угольных куч на м. Сигнальном появится комплекс по обслуживанию туристов. Будет построен причал, способный принимать большие круизные лайнеры. Территория бывшей «Фрезы» как нельзя лучше подходит для марины – стоянки яхт с гостиницей, ресторанами, магазинами.

Каждый год в краевой центр заходит несколько яхт из городов России и других стран. Уважающий себя порт просто обязан иметь марину и гостевой пирс, где парусное судно, пришедшее из другой точки мира, может сделать ремонт, получить снабжение либо остаться на зимовку.

«Когда Правительство России издаст постановление о создании в нашем крае ТОСЭР, эта территория будет открыта для инвесторов, – говорит Ю. Зубарь. – Готовность вложить деньги в ТОСЭР «Камчатка» уже подтвердили 13 резидентов с общим объемом инвестиций порядка 30 млрд рублей».

Убрать из исторического центра Петропавловска все промышленные объекты, сделав его территорией туризма, спорта, культуры, – давняя мечта. Так, еще в 1980-х предполагалось перенести с ул. Озерновская Коса мехзавод, а на его месте построить яхт-клуб, спортивные площадки. Но в последующие десятилетия завод был распродан по частям. В итоге эта территория развивается хаотично, без какого-либо единого плана. Нам еще долго не расчистить ее от уродливых сооружений, которые одним своим видом отпугнут любого туриста. Такое могло случиться и с «Фрезой», если бы ее не выкупил край.

Как рассказали в Камчатской краевой федерации парусного спорта, она уже ведет переговоры с Корпорацией развития края о сотрудничестве при создании на территории «Фрезы» марины. Возможно, стоянка и станет той самой базой, о которой мечтают камчатские любители парусного спорта.

Сегодня флот федерации насчитывает 14 единиц, которые ютятся по разным углам и причалам, как беспризорники. Будь у них своя территория, ее можно было бы развивать, получать для этого субсидии в рамках государственных программ, привлекать инвестиции.

Сейчас федерации хватило бы около 70 метров причальной линии, чтобы вместить там имеющийся флот с запасом, плюс небольшая территория на берегу с электроэнергией для ремонтной базы. Хорошо бы поставить эллинг, но пока можно обойтись боксом, чтобы ставить суда на зимовку.

«Наш идеал – владивостокский яхт-клуб, – говорит председатель федерации Игорь Пономарёв. – Это территория с пирсом, который защищает яхты от волн. По периметру – контейнеры для судов. На берегу стоит кран, с помощью которого яхту поднимают из воды, чтобы поставить в бокс».

К слову, в Приморье яхтенное движение всегда имело крепкую основу. Инфраструктура, предназначенная для парусного спорта, там была создана еще в советские годы. Во время подготовки к саммиту АТЭС в нее дополнительно вложили немалые деньги. Именно Владивосток сегодня считается центром парусного спорта в России. Сможет ли Петропавловск когда-нибудь претендовать на этот титул? Хотелось бы верить.

«На Камчатке очень многие прогулялись бы под парусом в воскресные дни, а подростки с удовольствием бы приняли участие в соревнованиях по парусному спорту, – говорит Виктор Кириллов, камчатский яхтсмен, путешественник, бард. – И поверьте, все еще будет: и паруса в бухте, и мальчишки, держащие шкоты в руках, с лицом, обращенным к солнцу. Все еще будет, потому что мы верим и хотим».

Сергей НИКОЛАЕВ

08.07.2015 19:55
583

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Разблокировать
Передвиньте кнопку со стрелкой вправо
Загрузка...